С погребальными обрядами связан наиболее архаичный пласт религиозных представлений. Даже сейчас, в XXI веке, хороня близких, люди, порой даже не отдавая себе в этом отчета, повторяют ритуальные действия и воспроизводят суеверия, уходящие корнями в глубокую старину.
К числу таких действий и суеверий относятся манипуляции с «мертвыми путами» — веревками (иногда бечевками или даже ленточками), которыми связывают руки и ноги покойного во время одевания.
«Мертвые путы»: когда налагают, а когда снимают
Обрядность похорон, хоть и имеет региональные различия, в целом одинакова в большинстве областей России. О погребальных обычаях русского народа можно прочесть в исследованиях Г. Завойко, В. Добровольской, А. Соколовой и других.
Важнейшей частью подготовки покойного к похоронам является обмывание и одевание тела. Этим в старину занимались, как правило, знающие тонкости погребальных обрядов люди, зачастую — старые девы. Омытое и обряженное в «смертные» одежды тело укладывали на лавку. Затем обязательно связывали ноги на уровне щиколоток. Руки укладывали на грудь крестообразно, правую поверх левой, и тоже связывали.
В этом положении покойник оставался все время до момента погребения. Но на кладбище, перед тем, как заколотить гроб и опустить его в могилу, руки и ноги покойнику развязывали, а «путы» аккуратно прятали в ногах покойного, помещая их под саван. Собственно, именно так зачастую поступают и теперь.
Объяснений этого обычая существует два: мистическое и рациональное.
Мистической причиной связывания покойного является страх перед ним. Поскольку умершего хоронят не сразу, а на третий день, наши предки опасались, как бы мертвый не встал и не причинил бы зла живым. Это двоякое отношение к покойному, в котором сочетаются и истинная скорбь о нем, желание позаботиться о его посмертной участи, и отношение к мертвому, как к чему-то чужому и страшному, просматривается в погребальных обычаях со времен палеолита. Путы, разумеется, за столько веков не сохранились, но археологи (об этом можно прочесть в статьях антрополога С. Дробышевского) фиксируют такую важную черту погребального обряда древних, как заваливание мертвого тела камнем, тугое пеленание умершего, о чем свидетельствует скрюченное положение скелета, и т.д.
Рациональное объяснение: руки и ноги покойного нужно зафиксировать до того, как они закостенеют. Иначе тело будет невозможно нормально положить в гроб. Сотрудникам погребальных служб известны случаи, когда у трупа приходилось подрезать сухожилия, чтобы придать телу нужное положение.
По всей видимости, в связывании покойного нашли отражение обе эти причины.
Суеверия, связанные с «мертвыми путами»
Самое главное: прежде чем заколотить гроб, покойного нужно обязательно освободить от пут. Иначе, говорят сведущие в этих делах старушки, покойник непременно будет сниться и жаловаться на то, что он связан. Придется «передать» покойнику ножницы, положив их в гроб жителю села, который умрет вскоре после «спутанного» покойного.
Путы нужно непременно сложить в ногах покойного и похоронить вместе с ним. Если они по каким-то причинам останутся непогребенными, ими смогут воспользоваться колдуны. В старину, да и сегодня иной раз, особенно в деревнях, во время похорон назначается какая-нибудь женщина, в обязанности которой входит зорко следить за «путами» и заботиться о том, чтобы ими не завладел кто-нибудь с дурной целью.
Если же путы все-таки оказывались в руках у какой-нибудь ведьмы (иногда родственники сами отдавали их), то они становились мощнейшим средством колдовских обрядов.
Считалось, что «мертвыми путами» можно «намертво» привязать мужа или жениха.
Некоторые суеверные люди даже и в наши дни уверены, что энергия смерти и разрушения в этих веревках так сильна, что они помогают при онкологических заболеваниях, «уничтожая» опухоль.
Но чаще всего путы с мертвого тела применялись в обрядах черной магии, когда колдун намеревался навести порчу или проклятие на кого-то. По этой причине «мертвые путы», если уж было решено оставить их для каких-то магических целей, ни в коем случае не хранили дома, а держали в каком-нибудь нежилом помещении, в сарае или в амбаре.
Православная церковь крайне негативно относится ко всем манипуляциям с «мертвыми путами», справедливо считая их глупым, а подчас и опасным суеверием.