На восстановление получил интересный знак.
Чем примечателен? Сохранность просто отличнейшая, разве что, утрачена эмаль на нотных листах.
Для начала, как всегда, "что, кому , когда"
В 1917 г. после февральской революции начался бурный процесс образования профсоюзов. Работники искусств образовали свои профессиональные союзы: сценических деятелей, художников, рабочих сцены, режиссеров, артистов частного балета, киноработников. К 1918 г. в стране насчитывалось несколько десятков профессиональных объединений работников искусств.
В ноябре 1918 г. ВЦСПС и МГСПС поставили вопрос о слиянии всех организаций работников искусств в один союз.
В начале 1919 г. было проведено несколько межсоюзных конференций, обсудивших вопросы, будущего объединения.
На 11 (5–7 февраля 1919) конференции было избрано Временное правление Всероссийского профессионального союза работников искусств, в задачи которого входила разработка устава союза и подготовка съезда.
На I (7–17 мая 1919) объединительном съезде работников искусств был избран Центральный комитет союза. Основателями союза явились: Всероссийский союз актеров, союз тружеников музыкального искусства (Всероссийский союз оркестрантов), союз артистов сцены и арены, союз артистов частного балета, союз киноработников, союз рабочих сцены, союз театральных служащих, союз художников-живописцев, международный союз цирка. В течение 1919 г. во Всероссийский профессиональный союз работников искусств влились союзы: композиторов, оперных композиторов и драматических писателей, фотографов, художников нового искусства, скульпторов, граверов-оформистов, художников прикладного искусства и художественной промышленности.
Постановлением Исполкома ВЦСПС от 1 июля 1921 г. Всероссийский профессиональный союз работников искусств был слит с профессиональным союзом работников просвещения. Слияние произошло 1 октября 1921 г. на объединенном съезде обоих профсоюзов. Единый союз стал называться Всероссийским профессиональным союзом работников просвещения и искусств.
В мае 1922 г. по решению Секретариата ВЦСПС этот союз был снова разделен на два самостоятельных союза: работников просвещения и работников искусств.
Вскоре после образования Всерабиса при его ЦК был создан комитет содействия фронту. Организационное оформление культурного шефства профессионального союза работников искусств над Красной Армией произошло в феврале 1923 г. 19 февраля Президиум ЦК союза постановил с 23 февраля 1923 г. Всерабису принять культурное шефство над Красной Армией и Флотом и утвердил согласованное с Политуправлением Реввоенсовета республики Положение о культурном шефстве. Согласно этому Положению для практического руководства шефской работой создавалась Центральная военно-шефская комиссия. Аналогичные комиссии были созданы при местных комитетах профсоюза. Они действовали до [1968].
В 1924 г. союз стал называться Профессиональным союзом работников искусств СССР.
Постановлением IV пленума ВЦСПС от 5 сентября 1934 г. профсоюз работников искусств был разукрупнен на два союза: кинофотоработников и работников искусств.
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР. Путеводитель. Том 3. 1997
Шикарный знак! Но вот загвоздочка небольшая имеется! В оригинальности сомневаться не приходится. Вместе с тем попытка найти в каталогах данный знак выдаёт примерно следующее.
Даже на первый взгляд разница видна невооружённым глазом.
На нашем знаке присутствует лира, а вот года 1919-1924 отсутствуют вовсе. Вероятнее всего, в случае со знаками датированным 24 годом, можно предположить пятилетний юбилей данного союза, и , соответственно вписали даты образования и дату выпуска знака. Логично?... Логично.
А наш знак не имеет дат, что даёт возможность предположить, что данный знак есть первый вариант членского знака "Всесоюзного союза работников искусств". В пользу данной версии говорит и изменение композиции знака с датами 1919-1924.
На нашем знаке присутствует лира, ноты,кисти, маска, киноплёнка и верхушка колонны. Соответственно:
- Музыка
- Живопись
- Архитектура
- Театр
- Кино
И если дотошно подходить к символам на знаке, то музыка представлена дважды -" лира + ноты ". Работники искусств люди дотошные, и не позволили(видимо) дважды повторить на знаке символику музыкальных деятелей при выпуске знака в 1924 году. А может взыграла ревность, тут стоит только гадать....
Итог, смотрите сами
Основу знака немного посеребрили, и восстановили эмаль, а вот накладку с очень антуражными потертостями выступающих частей, решено было оставить как есть, дабы не утратился дух времени. Да и не портят эти следы ношения сам знак!
И, дополнительно, есть вопрос.... На какой предмет наложен серп и молот? Что это? Кусок камня? Я так и не смог осилить символизм этой детали, если кто-то сможет подсказать пишите, буду благодарен весьма!
А к вопросу ВСЕРАБИС или ВсеРабИс, правильное сокращение второй вариант( с точки зрения Русского языка), но художник делавший эскиз знака, видимо, смекнул что надпись "ВсеРабИс" расшифруют как "Все Рабы Искусства". Ровно как сейчас звание "заслуженный работник культуры", широко известно в узких кругах как "Засрак".
На сегодня все.
Подписывайтесь, рекомендуйте, обращайтесь...
Как всегда, самое интересное впереди!
С уважением Герр Майор