Место и роль эстетики ещё не очень определено. Но один из критериев хороших теорий/объяснений — это их элегантность, которая вводится через эстетичность. Эстет любит всё красивое, в том числе и красивую мысль! Дальше в интеллект-стеке мы встретимся с тем, как устроены исследования: творчество будет порождать идеи, и их нужно будет критиковать на логичность, на конкурентоспособность с другими теориями в описании мира (эксперимент), а вот эстетика даёт ещё один аргумент — хорошая теория вызывает ощущение красоты, она элегантна.
Хорошей и общепризнанной SoTA теории эстетики[1], чёткого определения красоты[2] сегодня нет. Даже самый базовый вопрос про «объективность» (то есть физичность, определяемость «приборами») красоты договорённости нет. Так, Дэвид Дойч в книге «Начало бесконечности» (там есть глава по эстетике) характеризует эстетику как естественную науку, вроде физики или химии, а красоту считает свойством, которое вполне может быть изучено и отмоделировано — и он предлагает критерий: красота такое свойство, которое может обеспечивать межвидовую передачу информации (аргументация тут не слишком надёжна, например цветы воспринимаются и людьми, и насекомыми как красивые объекты, хорошо заметные в окружающей среде, это эволюция их такими сделала. По мысли Дэвида Дойча это доказывает, что красота тех же цветов появилась как эволюционное свойство, которое успешно передаёт информацию об объектах между видами).
Эстетика в интеллект-стеке может лежать не только в основе рационального познания (часто называемого эпистемологией), но и других видов познания, которые не требуют рациональности/логичности и даже адекватности как хоть какого-то соответствия получаемых в исследовании объяснений реалиям физического мира. Такое познание изучается гносеологией, которая кроме рациональной эпистемологии включает вполне себе иррациональные художественное и религиозное познание мира. Но вот какой критерий у этого «фантазийного» познания?! Результат этого познания должен быть красивым! Тут можно вспомнить один из самых популярных русскоязычных мемов 2021 года, про рыбов:
Это отношение к эстетике как таким специальным исследованиям, целью которых является не столько получение знание об окружающем мире, сколько получение знания о нашем восприятии мира для построения не столько инженерных проектов, вызывающих изменение окружающего мира, сколько проектов искусства как вызывающих изменение нас и нашего восприятия, высказывает в своей работе[3] Kenneth Stanley. Он считает, что искусство/art — это такая специальная инженерия, которая может быть использована в «науках/объяснениях/исследованиях искусственного/artificial» для получения от них отклика/изменений, то есть какой-то метод произведения воздействий на машинный/искусственный интеллект и (необязательно машинную, но всё-таки) искусственную жизнь (artificial intelligence и artificial life). Он призывает изучать не только «объективно» эти явления «искусственного», но «впустить в науку субъективное», что можно протрактовать как ход от чистой эпистемологии как рационального познания к полной гносеологии как познания мира, включающего фантазийность и уход от реальности как вполне нормальные для бесконечного развития.
В любом случае, современная эстетика и её ключевые вопросы оказываются тесно связанными с ключевыми вопросами современности:
- Это теория для искусства/художественности в цивилизации, и художественное (не будем трогать тут религиозного познания отдельно, поскольку оно сведётся по форме и содержанию к художественному, фантазийному и иррациональному, по факту неотличимо от него) познание/исследования тут лежат в основе художественного труда как рациональные исследования лежат в основе «обычного» труда по созданию инженерных систем.
- Вопросы искусственного интеллекта и искусственной жизни, включая межвидовую коммуникацию (по Дойчу) и нахождение новых средств влияния на искусственные интеллекты и искусственную жизнь.
- Вопросы культурного соответствия современного человека, в том числе вопросы управления эмоциями (ибо искусство влияет на эмоциональное состояние в первую очередь). Это таже связано будет в идущей дальше по интеллект-стеку риторикой, где вам придётся моделировать не только эпистемическое/знаниевое состояние агента, но и его эмоциональное состояние. Убедительная речь может тоже иметь эстетические критерии в своём построении.
Так что эстетика нужна в интеллект-стеке для довольно большого количества как мыслительных практик самого интеллект-стека, так и прикладных трудовых практик, но в том числе и хоббийных практик, и как раз эстетика может обсуждать вопрос того, является ли художественное творчество трудом в обычном его понимании, или хобби, и лучше тогда использовать слово «деятельность», а не «труд».
#познавательное