Итак, 20 апреля года великих азиатских странствий, преодолев с раннего утра 140 километров дороги Каракалпакстан-Жаслык, раздобыв бензина в придорожной чайхане и получив нужную мне развединформацию, я был полностью готов к тому чтобы уйти с трассы Бейнеу-Нукус и углубиться в пустыню Устюрт по направлению к Аральскому морю. Не могу сказать, что я не волновался. Меня беспокоила еще не до конца просохший после циклона глинистый грунт. Кроме того, это должен был быть мой первый опыт одиночного путешествия по пустыне без дорог вне населенной местности и я готовился пройти около 700 километров на автономе с конечной точкой в Муйнаке. Откуда такие расстояния? - спросите вы и будете правы.
Ведь до Аральского моря от Жаслыка по прямой около 80 километров и оттуда до Муйнака еще примерно 180. Но я то легких путей не ищу и двигаться мне пришлось даже не зигзагами, а метаясь туда-сюда вдоль восточного чинка Устюрта, подобно загнанному сайгаку, в безуспешной попытке охватить максимальное количество раскиданных по пустыне то тут, то там достопримечательностей этого сурового, но по своему прекрасного края. В итоге я сделал даже больше чем планировал, открыв для себя и читателей как минимум два практически не известных удивительных аттрактора. Во всяком случае не известных на страницах Интернета.
А вот самой вкуснотой испытательного полигона химического оружия "Жаслык" с его заброшенным аэродромом пришлось пожертвовать. Военный городок оказался ныне действующим объектом пенитенциарной системы Узбекистана, находящимся под серьезной охраной, и даже приближаться к нему я бы не рекомендовал. Ну если конечно вам не хочется особого рода приключений и будет не жалко "засвеченной пленки" со сделанными за истекшее время кадрами.
Фотографий за этот насыщенный день у меня случилось много и поэтому я вынес встретившиеся мне объекты полигона с рассказом о нем в отдельный репортаж:
А начнем мы маршрут с того места где остановились в предыдущей части:
- там где чуть севернее чайханы "Альян" от трассы практически на восток отходит линия ЛЭП и идущая вдоль нее грунтовая дорога к поселку Кубла-Устюрт (это хорошо читается даже на ужатой космосъемке ниже).
Чайханщик Фархад, предварительно нажившись на мне методом продажи 80-го бензина по цене по доллару за литр (других вариантов здесь нет), а мне нужен был еще резерв литров в 20-30 (в этом я оказался абсолютно прав), рекомендовал мне ехать вдоль линии ЛЭП до поселка Кубла-Устюрт, а далее на север к Аральскому морю по нитке газопровода. Этот маршрут угадывается в виде светлых линий на космосъемке. Но я решил поступить по своему, выбрав более рискованный, но интересный вариант прямого маршрута по азимуту, в этом был свой резон о чем расскажу ниже. Из минусов, я так и не побывал в поселке, проскочив его восточнее двое суток спустя вдоль чинка Устюрта.
Кубла-Устюрт (не знаю как переводится это название с каракалпакского) - посёлок городского типа в Кунградском районе Республики Каракалпакстан Узбекистана. Возник в начале 1960-х при строительстве магистрального газопровода "Газли-Урал". Вполне возможно, что ранее на этом месте существовали какие-то юрты. Статус посёлка городского типа с 1964 года. До 1990-х годов поселок носил название Комсомольск-на-Устюрте. Население по переписи 1989 года составляло 520 человек. В 2010 году в поселке было около 100 семей, но это не точно. В 1,2 км к западу от поселка расположена компрессорная станция "Устюрт Южный" (КС-7), обслуживание которой вместе с газопроводом и занято население поселка. Из значимых объектов помимо КС есть только школа. Говорят, в поселке в случае острой необходимости можно купить бензин, набрать воду и получить помощь.
Съехав с шоссе на грунтовую дорогу вдоль трассы ЛЭП, я практически сразу понял, что ехать по ней не вариант. Представьте себе около 6-10 выдавленных в сезон дождей грузовиками в мокрой глине идущих параллельно колей, а затем окаменевших на солнце и ветру. К этому надо добавить неисчислимое количество более мелких следов транспорта, пытающегося ехать по более ровной и плотной поверхности. Их хорошо видно даже на космосъемке и раз проложенные колеи не исчезают десятилетиями, а может быть и веками. Это особенность глинистой поверхности пустыни Устюрта, раскисающей в сезон дождей и каменеющей в летнюю жару. Я попробовал выбрать наиболее накатанную колею, но и она была вся в голдобинах и ямах. Остальные были не лучше. Скорость движения по такой дороге не превышала 20 км/час, причем постоянно приходилось перескакивать из колеи в колею в поисках лучшей доли. Я несколько приуныл, сопоставляя скорость, расстояние и пересчитывая время прибытия в конечную точку маршрута дня.
Лишь небольшое стадо любимых мной верблюдов, пасущихся чуть в стороне, подняло мне настроение. К ним я и подрулил. Снимая верблюдов я старался не вызвать подозрения и украдкой ловил в объектив камеры расположенные за ними строения бывших лабораторных корпусов полигона с размещенной ныне в них тюрьмой строго режима для государственных преступников и отбывающих пожизненное наказание - ИТУ УЯ-64/71. Кстати, ИТУ так до конца ликвидировано не было, как это ожидалось в августе 2019 года, вывели лишь колонию.
Тут со мной произошел странный и необъяснимый случай. Самые интересные кадры начала маршрута по Устюрту в RAW формате получили дефект и сделались не читаемыми. Остались лишь превьюшки c минимальным разрешением. Одинокие верблюды при этом не пострадали.
Про их биологию я писал ранее:
После верблюдов вернулся обратно на колеи вдоль ЛЭП, в надежде, что постепенно дорога улучшится. Но этого не случилось, а дорога все дальше и дальше уводила меня от прямого курса к берегу и без того почти высохшего Аральского моря к Кубле-Устюрт. Подъезд к верблюдам показал, что глина, а точнее сменившие ее здесь суглинки и супеси, на пронизывающем восточном ветру окончательно просохла и отлично держит машину. Принимаю решение идти по целине по кратчайшему пути по азимуту примерно в 45 градусов.
Чуть огибая территорию ИТК рулю по пустыне в сторону аэродрома. Иногда использую идущие в попутном направлении колеи, но все больше и больше, а главное быстрее, лечу по целине. Радуюсь и расслабляюсь.
Через 15 минут попадаю правой стороной в скрытую чахлыми кустиками сурчину и чуть не отрываю себе колесо. Пустыня ошибок не прощает. Хорошо, что этот случай произошел со мной в самом начале пути и многому меня научил. Я отделался легким испугом, а Белка слегка погнутой защитой картера. Осматриваю машину, выковыриваю застрявшую между картером и защитой глину (хорошо, что она была мягкая), чуть правлю монтировкой пластины защиты и уже аккуратно еду дальше.
Мне хватило нескольких километров чтобы сделать два главных вывода:
1. Езда даже по ровным и не глубоким колеям опасна. Разогнавшись и потеряв бдительность ты не успеешь затормозить в месте пересечения с перпендикулярно идущей колеей, чья глубина может достигать полуметра. Даже неглубокая и ровная колея может быстро смениться глубоким участком, превышающим клиренс машины, и высоким и твердым межколейным гребнем можно повредить нежное брюшко машины.
2. Езда по целина и выбор наиболее ровных участков, поросших чахлой растительностью так же чревата тем, что растительность может скрывать промоины и норы. Если видишь чуть более зеленые и и пышные колючки - жди подвоха. Лучше для движения выбирать открытые, свободные от растительности участки, но там, как правило, притаились колеи и прочий техноген. Или участки с короткой, чахлой, изможденной и ровной растительностью.
Вот таким образом, галсами, от проплешины к проплешине и по попутным колеям я старался выдерживать курс в 45 градусов. Как назло многочисленные колеи шли в перпендикулярном направлении связывая аэродром с Кублой-Устюрт. Особо выбирать было не из чего. Сев на удачную колею я ехал по ней, пока она не уводила меня в сторону от курса, потом по целине выравнивался с тем чтобы вновь все начать с начала. Именно по этому мой путь на карте скорее напоминал зигзаг, чем прямую линию. Тем не менее скорость при таком передвижении возросла до 40-60 км/час.
Первые километры по пустыне:
Следующая остановка у двух живописных кустов саксаула. Я ж его до этого ни разу в жизни толком не видел в естественной среде обитания. И тут меня поджидал вторая засада. Решил сделать селфи со штатива. Установил на нем старый добрый Canon G12 (слава богу не зеркалку 80D) и пока шел к машине, очередной порыв пронизывающего северного ветра отправил камеру в одну сторону, штатив в другую.
Стою, чертыхаюсь, собираю обломки штатива и выковыриваю песок из объектива камеры и тут ко мне подлетает воин пустыни из Цитадели Несмертного Джо. Так я про себя прозвал ИТУ, да и вообще чем дальше, тем больше моя поездка напоминала сюжеты из известного фильма "Безумный Макс: Дорога ярости". Судя по всему воин долго за мной наблюдал, пока не решился догнать.
Вняв его уговорам я окончательно отказался от посещения аэродрома. На прощания мой новый друг показал мне способ как добыть в пустыне огонь без спичек, читайте об этом здесь:
поучаствовал в перекрестном селфи и оставив облако пыли скрылся за горизонтом.
Далее моя дорога на протяжении 80 километров пролегала по практически однообразной местности. Из-за галсов путь стал на 10, а то и 20 километров длиннее. Смело можно было ехать только по такырам.
Если вновь посмотреть на космосъемку то можно заметить, что у самой ИТУ и ВВП заброшенного аэродрома проходит еще один пучек из колей, по кратчайшему расстоянию соединяя мои конечные точки, но я с дуру послушал совета ехать по линии ЛЭП и, сойдя с нее слишком поздно, потом не вышел на этот луч. А вот в июле, с Арала мы возвращались быстро и эффективно именно этой дорогой, практически по прямой. Говорят, что когда-то здесь пытались построить бетонку к базе снабжения полигона на острове Возрождения, но ее следов я не видел.
Еще раз повторюсь для тех кто решится выбрать этот же маршрут к Аралу. Здесь вся пустыня в разных направлениях изрезана колеями машин, сохраняющимися наверное с момента первого появления колесного транспорта в этом месте. Особенно четко выражены колеи, оставленные в период распутицы. Там где машины военных, геологов или советских овцеводов несколько раз проезжали по одному и тому же месту образуется подобие дороги. Но по ней надо ехать с большой осторожностью. Только на третий день я более менее привык к особенностям вождения в условиях Устюрта и вот тогда скорости заметно возросли до 90 км/час на отдельных участках грунтовок вдоль чинка. А пока вокруг было безлюдие и пустыня с выделяющимися на горизонте отдельными особо высокими кустами саксаула.
В некоторых местах на территории полигона, встречались места концентрированного антропогенного воздействия на ландшафт на которые я случайно натыкался и не без опасения их осматривал.
Проезжать такие площадки очень опасно - можно проколоть колеса в изобилии валяющимися острыми кусками железа и гвоздями.
Отдельно весь техноген был мной собран вот в этом посте о полигоне.
Помимо того, что здесь что-то откапывали и закапывали, здесь еще что-то сжигали. Посереди нескольких пятен прокала мне попались какие-то странные, похожие на гигантские пластмассовые капролиты образования. Особого желания их изучать у меня не возникло.
Не найдя разумного объяснения такой конструкции я еду дальше и вскоре встречаю стадо мирно пасущихся верблюдов. Рулю к ним в надежде снять интересные кадры. Эти верблюды не стреножены и пугаются рева моего двигателя с оторванным глушителем.
Их я вновь заметил на горизонте через двое суток километров в 50 к северо-востоку от этого места. Наступает весна и пастухи уходят в пустыню со своими тучными стадами унылых верблюдов.
Небольшое видео этой встречи:
Смотрите как они смешно бегут, испугавшись нас с Белкой. Обычно дикие животные не реагируют на автомобиль и подпускают его близко, но только не эти верблюды.
Спустя какое-то время я выскакиваю на классический такыр - высохшее озеро. Идеальная ровная поверхность о которой можно только мечтать, тем более мне надо было его пересечь под прямым углом. Но благоразумие взяло верх и я обогнул его по дуге не слишком удаляясь в глубину от кромки растительности. Интересно, но на космосъемке я не нашел это место.
Возможно я излишне перестраховался и этот такыр был абсолютно безопасен. Но главное в пустыне побороть искушение легкой дорогой - там могут быть смертельные ловушки.
Еще некоторое время спустя дорогу мне пересек газопровод "Газли-Урал" несколько веток которого спрятаны в насыпные гребни, а между ними идет относительно сносная укатанная грунтовая с мелкими лужами. Его я заметил из далека по столбам линии ЛЭП. На пространстве в 8 тысяч квадратных километров здесь всего два надежных ориентира: ЛЭП "Жаслык - Кубла-Устюрт" идущая в широтном направлении и ЛЭП газопровода "Газли-Урал" идущая в меридиональном направлении вдоль края восточного чинка Устюрта на некотором отдалении от него.
Сначала я хотел пересечь газопровод, выехать на край чинка и следовать вдоль него на север в поисках спуска к морю пока не стемнеет. Но газопровод оказался не так то прост: разрывов в валах не было и мне пришлось некоторое время ехать параллельно по целине пока не удалось найти лазейку и протиснуться на скрытую завалами грунтовку, используемую технологическим транспортом, и далее следовать уже по ней. На край чинка я решил пока не выезжать, все равно потом по нему буду возвращаться на юг, лучше пока ехать по той дороге которая ведет в нужном направлении.
Первые километры по газопроводу:
Собираясь на Устюрт и в Хорезм я внимательно прочитал о подстерегающих меня опасностях со стороны животного мира. В памяти четко осело, что наибольшую опасность с началом теплого периода представляют ядовитые змеи, каракурты и скорпионы. Причем, что касается Устюрта, на первом месте здесь стоят именно каракурты. Даже при Советской власти считалось, что животноводство на плато Устюрт крайне венчурно по причине наличия этих злобных паучков, обитающих в брошенных норах и в растрескавшейся земле. И хотя каракурты сами первые на человека и животных не нападают, но велик риск случайно потревожить мерзавца. От укусов каракурта в первую очередь страдает скот, особенно чувствительны к его яду верблюды и лошади, которые обычно погибают, ну и нерадивые туристы. В годы массового размножения этого паука не раз происходил значительный падёж скота, и животноводство терпело большие убытки. Теперь в местах размножения каракурта его уничтожают опрыскиванием почвы акарицидами, ну или как здесь - сделали еще при советской власти химический полигон.
По причине скудности ресурсов животный мир плато Устюрт довольно беден. Небольшие группы еще не выбитых сайгаков и джейранов держатся возле редких источников с водой у границы с Казахстаном. Там даже создан заказник "Сайгачий". Среди хищников на Устюрте встречаются волк, корсак, лисица, охотящиеся на грызунов: несколько видов тушканчиков, желтых и малых сусликов, больших песчанок, зайца-толая. Из птиц весной прилетают на гнездовья чернобрюхий рябок и дрофа-красотка, на Арале можно встретить стаи фламинго. А вот саджа не покидает Плато Устюрт, приспособившись к зимним условиям. Пресмыкающиеся представлены такими видами, как: четырехполосый полоз, стрела-змея, среднеазиатская черепаха, такырная и хентаунская круглоголовки, степная агама, полосатая ящерка. Из насекомых помимо каракуртов в изобилии водятся скорпионы. Причем на плато коричневые, а на чинке и ниже более мелкие - черные. Иногда с далеких гор и чинков на плато прилетают на охоту пернатые хищники: грифы, белоголовые сипы, стервятники, беркуты. Источник
Что касается остального животного мира, то мне крайне не повезло. Из-за холодной погоды я не встретил вообще никого, сколько не заглядывал под камни. Не то что ни одной змеи или скорпиона (они еще спали), но даже единственную старую и неповоротливую черепаху я словил под обрывом чинка только на третий день, практически уже уезжая с Устюрта:
А когда через три месяца мы возвращались обратно, то было очень жарко и опять все попрятались за исключением ополоумевшего от жары зайца, который от нас забился в трещину на краю обрыва. А вот джейранов мы действительно наблюдали на расстоянии вытянутой руки у колодца на Мангышлаке, но это уже другая история.
После знакомства с одним из самых известных кладбищ Мангышлака Эски-Бейнеу мне было интересно сравнить, чем отличаются здешний погребальный обряд от того что я уже видел у адайцев. Кладбище было небольшое, всего три могилы с надгробными сооружениями в виде каменной оградки из положенных плашмя плоских камней. У адайцев каменные ящики или более архаичные подобные оградки называются сандыктасы.
В дальнейшем одиночные захоронения степняков и кладбища стали попадаться практически на каждом шагу маркируя древнюю дорогу вдоль края чинка - одно из многочисленных ответвлений Великого Шелкового пути. Количество древних захоронений в восточной части плато Устюрт хорошо видно на топографической карте ниже.
Обратимся к листу топографической карты L-40-XXXV, передающему состояние местности на 1981 год. На нем виден тот самый газопровод по которому я ехал на север, обрыв восточного чинка Устюрта и берег Аральского моря. В настоящее время все осталось практически без изменений. Лишь только море отступило на 1,5 километра восточнее. Во времена СССР вдоль ветки газопровода вела кратчайшая дорога на территорию современного суверенного Казахстана, которую использовали в хозяйственных целях. На карте также хорошо видны многочисленные кладбища и и отдельные могилы и некие развалины под названием Карганшикала, оказавшиеся ничем иным как средневековым укрепленным караван-сараем с вынесенной на отдельный утес сторожевой башней.
Следуя по газопроводу я вдруг заехал в какие-то буераки и запутался в них как паук в собственной паутине. Помню что в окружении обваловок и рвов была какая-то будка, похожая на замерную. На карте она отмечена как "контрольный пост". Было понятно, что пора выезжать на край чинка и искать спуск к морю, что я не без труда и сделал, распутав лабиринт рвов и валов.
И вот мы с Белкой стоим на краю обрыва на высоте 170 метров над уровнем Аральского моря. За последние годы оно утратило около 10 метров своей глубины и урез воды проходит примерно по изобате с отметкой 10 метров.
Удивительно, но, я интуитивно вышел точно на ключевое место этой части восточного чинка Устюрта со спуском к Аральскому морю (красная звезда на карте). Следующее такое место будет только через 80 км к северу.
Чинк Устюрта в этом месте напоминает нашинкованный гигантским ножом хлеб. В некоторых местах гребни сглажены, как например в этом месте. Неслучайно именно здесь не так давно устроили съезд вниз и обустроили юртовый лагерь для туристов. Но я тогда об этом не знал, равно как и о руинах караван-сарая. Представляете как мне повезло?
Выхожу из машины и пораженный открывшимся захватывающим видом гуляю вокруг на пронизывающем восточном ветру. Даже снимать стал не сразу. Спустя какое-то время начиная снимать.
Говорят в хорошую погоду видимость с чинка Устюрта составляет 20-30 километров, а в 80 километрах севернее даже видно остров Возрождения. Но мне мешала поднятая ветром в воздух пыль, образующая дымку.
Видео лучше дает понять всю красоту этого места и как тут все устроено. Простите за тряску, снимал в движении и ветер. Слышите как он воет?
По итогу мой зигзагообразный маршрут по плато Устюрт от Жаслыка до обрыва чинка составил около 95-100 километров, что на 20 километров больше идеальной прямой. Потратил я на него 4 часа. Километров 10 точно сэкономил, чем если бы поехал крюком через Кублу-Устюрт, а главное приобрел бесценный опыт езды по пустыне. Мне он потом очень пригодился.
Надеюсь этот репортаж будет полезен тем кто захочет повторить. Продолжение следует.
Навигация по моим репортажам Большого Среднеазиатского путешествия здесь.
Подписывайтесь на мой канал и оставляйте комментарии, это меня подстегивает писать больше. А главное, кто сюда соберется - задавайте вопросы. с радостью помогу. Ну а кто уже побывал - пишите воспоминания.