24,5K подписчиков

Альбом группы MSG «Assault Attack», 1982 г. – лучшее произведение Майкла Шенкера за всю его сольную карьеру

2,2K прочитали

В 1982 году барабанщик Кози Пауэлл, пребывая в составе рок-группы Michael Schenker Group, настоятельно предлагал Майклу Шенкеру кандидатуру своего кореша Дэйвида Ковердейла, у которого в тот момент начались финансовые трудности, и ему надо было срочно заработать участием в каком-нибудь прибыльном проекте. Но Шенкер выбрал не Ковердейла, а Грэхема Боннета, в результате чего Пауэлл ушел к Ковердейлу, а Шенкер записал с Боннетом свой лучший за всю свою сольную карьеру альбом «Assault Attack».

MSG «Assault Attack», 1982 г.
MSG «Assault Attack», 1982 г.

Майкл Шенкер – это один из тех рок-гитаристов, которым подражает масса других даже именитых гитаристов, а не наоборот. Этот мастер своего дела имеет свой фирменный стиль игры, который он разработал еще в 70-х, и по которому сразу же можно определить, что играет именно Шенкер, а не Блэкмор, к примеру, или Ангус Янг.

Мало того – даже подражатели Шенкера не в состоянии скопировать манеру его игры, и поэтому если вам вдруг показалось, что на каком-то неизвестном диске вдруг зазвучала гитара Майкла Шенкера, то достаточно прислушаться, и подлог станет очевиден. Ну, как и в случае с теми же Блэкмором, Янгом и многими другими настоящими гитарными мастерами, имеющими свой собственный стиль игры.

На видео: Грэхем Боннет и Майкл Шенкер исполняют песни с альбома "Assault Attack", 2000-е годы

Кроме всего прочего Майкл Шенкер является и отличным композитором. Правда, в последние годы он активно занимается самоплагиатом, но, пардон, невозможно всю жизнь сочинять шедевр за шедевром. В качестве примеров приведем тех же Блэкмора или Янга – кто за последние четверть века слышал от этих признанных ранее композиторов что-то интересное?

Но мы не будем сегодня разбирать нынешние композиторские данные Майкла Шенкера, а остановимся на его самом интересном, пожалуй, диске за всю его сольную деятельность – это альбом самого первого его сольного проекта Michael Schenker Group (MSG) «Assault Attack» (1982 г.).

Первые четыре студийных альбома группы MSG, 80-е годы
Первые четыре студийных альбома группы MSG, 80-е годы

Вообще это третий альбом этого проекта, первые два – «The Michael Schenker Group» (1980 г.) и «MSG» (1981 г.) можно считать пробой пера, по крайней мере, именно такими я эти две пластинки и считаю. Хотя в них играли такие именитые музыканты, как Кози Пауэлл и Дон Эйри, они получились не настолько яркими, как последние альбомы группы UFO, из которой Шенкер ушел в 1979-м. А вот «Assault Attack» внезапно получился настолько убойным, что просто непонятно, почему в американские и британские чарты он зашел хуже двух более слабых «дебютников»?

Четыре альбома группы MSG второго периода группы 1900-2000-е годы
Четыре альбома группы MSG второго периода группы 1900-2000-е годы

Когда я впервые услышал этот альбом через пару лет после его выхода, я очень им восхитился. И не потому, что там спел хорошо известный мне по Rainbow и Alcatrazz Грэхем Боннет, хотя он, конечно же, смотрелся на порядок лучше, чем первый вокалист группы Гэри Барден. На первых двух сольниках композиторские таланты Шенкера были какими-то сомнительными, особенно после того, что он творил в UFO. А вот для третьего своего альбома он записал сплошные шедевры, один другого шедевральнее, ну, за очень малым исключением.

Последние пять альбомов группы MSG, 2005-2022 гг.
Последние пять альбомов группы MSG, 2005-2022 гг.

Кстати, мою правоту в 80-х подтвердил даже Сева Новгородцев, выставив в заставке своей очень популярной тогда у нас музыкальной передачи фрагмент песни именно из этого альбома, и эта заставка не менялась много лет. Спрашивается – разве у такого искушенного музыкального специалиста, каким был Сева, не было выбора? Выбор, конечно, был огромным, и он выбрал самое, как ему казалось удачное решение – заглавную песню с альбома Шенкера «Assault Attack».

В общем, альбом получился таким заметным, что, кроме него, я не вижу в дискографии Шенкера ничего более убойного. Исключение может составлять только альбом UFO «Walk on Water» 1995 года, записанный с временно вернувшимся в группу Шенкером. Но это альбом скорее развлекательный, невзирая на хэви-металлический антураж, и хотя он тоже убоен, но вокал Фила Мугга, конечно же, не настолько харизматичен, как вокал Грэхема Боннета.

Конверт винилового альбома MSG "«Assault Attack»", 1982 г. Передняя и задняя стороны
Конверт винилового альбома MSG "«Assault Attack»", 1982 г. Передняя и задняя стороны

И хотя Шенкер записал в рамках своего проекта MSG еще 12 альбомов, последний из которых вышел в 2022-м году, тем не менее, ни один так и не переплюнул по шедевральности «Assault Attack». Проводя еще некоторые параллели, могу сказать, что и Грэхем Боннет не выглядит так величественно больше ни на одной пластинке, в записи которой принимал участие до и после 1982 года, ни на сольной, ни на вообще какой другой, хотя творчество этого выдающегося вокалиста я ценю не ниже, чем творчество Майкла Шенкера.

Лейблы английской виниловой пластинки
Лейблы английской виниловой пластинки

Итак, альбом «Assault Attack» вышел в октябре 1982-го, и сразу же пошел в путешествие по чартам. Однако оценили пластинку только в Японии, где она добралась до 9-й позиции против 15-й и 59-й у своих предшественников. В Великобритании позиция наоборот, ухудшилась – 19-я против 14-й и 8-й соответственно, а в США вообще провалилась, вылетев из первой сотни – 151-я позиция против 81-й и 100-й.

Но Шенкеру можно было утешиться и этими достижениями, потому что следующий релиз 1983 года в чарты США вообще не попал.

Информация по альбому с задней стороны конверта
Информация по альбому с задней стороны конверта

Кроме Шенкера и Боннетта в записи альбома «Assault Attack» принимали участие также бас-гитарист Крис Глен и барабанщик Тед Маккенна, оба в 70-х играли в группе Алекса Гарви «The Sensational Alex Harvey Band», а Глен, кроме того, был участником записи и предыдущего альбома MSG. Также в качестве приглашенного музыканта записался и клавишник Томми Эйр, тоже, кстати, пришел к Шенкеру после окончания своей карьеры у Алекса Гарви.

Состав группы, фрагмент с задней части конверта
Состав группы, фрагмент с задней части конверта

Кстати, интересный момент – когда в 1982 году руководство лейбла Chrysalis посоветовало Майклу Шенкеру сменить вокалиста, который, по его мнению, как-то «не тянул», Кози Пауэлл посоветовал своему шефу взять на должность фронтмена Дэйвида Ковердейла, который в тот момент испытывал очередной творческий кризис и нуждался в финансах. Однако Шенкеру больше нравился Боннет, который тогда вообще находился не у дел, и которого вербануть было проще, чем имевшего свою группу Ковердейла. В результате этих разногласий Пауэлл покинул MSG и ушел к Ковердейлу в Whitesnake, а на его место Глен притащил своего кореша по «SAHB» Теда Маккенну.

Сингл с песней "Girl from Uptown", шедший к альбому
Сингл с песней "Girl from Uptown", шедший к альбому

И еще одной знаменитостью на этом альбоме был продюсер – Мартин Бёрч, который отметился своей долгой и плодотворной работой со многими известнейшими, а то и знаковыми рок-группами, начиная от Deep Purple и The Groundhogs и заканчивая Black Sabbath и Iron Maiden. Именно этот специалист так отмикшировал все композиции альбома, что в окончательном варианте перевел всю энергию убежденного рок-н-ролльщика Майкла Шенкера исключительно в металлическую колею. Для примера можно взять следующий альбом MSG – «Built to Destroy» 1983 года, как только Бёрч покинул Шенкера, вся убойность в музыке исчезла, снова засияли рок-н-ролльные таланты Майкла, и с тех пор если мы и видим в альбомах MSG какой-то металл, то только в кавер-версиях.

Да, чуть не забыл – надо же рассмотреть альбом потреково, потому что хоть все песни убойны, но не все равноценны, и некоторые даже имеют разное стилевое направление. Музыку всех песен, по обычаю, написал сам Майкл, а все тексты – Грэхем Боннет. И хотя Боннет был отстранен от участия в написании музыки, тем не менее, чувствуется, что он, как человек с характером, во время записи тоже наряду с Бёрчем немало поспособствовал переводу всей рок-н-ролльной энергии Шенкера в русло металла, потому что даже усилий такого гиганта звука, как Мартин Бёрч, на это не хватило бы - 100%.

Сторона 1:

1). Assault Attack (4:16) «Штурмовая атака». Весьма знаковая вещь. Именно с этой композиции Шенкер начал писать для своих альбомов НАСТОЯЩУЮ красивую рок-музыку, потому что все песни на двух предыдущих альбомах не очень-то впечатляют, хотя выполнены идеально. Я когда впервые эту песню услышал, сразу понял, что и весь альбом будет таким же мощным. Ну, и не ошибся.

2). Rock You to the Ground (5:48) «Рок тебя на землю (???)». Эта композиция вообще моя самая любимая на альбоме, но не сама песня, которая мне кажется несколько вторичной, а вторая ее часть – инструментальная. Думаю, что Шенкер тут показал все свои соло-гитарные таланты. Да, соло тут просто бесподобные, и особенно финал.

3). Dancer (4:41) «Танцовщица». Небольшая передышка между пачками шедеров на этом диске. Сама песня мне не очень нравится, как и такие мажорные рулады в исполнении Боннета, но я всегда вслушиваюсь именно в инструментальную часть, и особенно в соло Шенкера – оно, как и все его соло, просто бесподобно.

4). Samurai (5:16) «Самурай». Очередной шедевр в чисто металлическом стиле, правда, Бёрч случайно или намеренно снизил звучание гитар, выставив на передний план клавишные, а клавишные с металлом вообще-то не очень сочетаются. Но даже в таком виде номер просто убойный. Как видно, Бёрч понимал толк в барабанном звучании, и в то время, как многие рок-группы того времени портили свой саунд пластиковыми (электронными) барабанами, ни на одной пластинке Мартина тех лет мы не слышим этого уродства. Соло Майкла опять шедеврально.

Сторона 2:

5). Desert Song (5:51) «Песня пустыни». Вообще-то мне такие патетические песни не нравятся, но ее спасают великолепные гитарные соло, не боюсь повториться.

6). Broken Promises (6:21) «Нарушенные обещания». Еще один супер-шедевр, и снова Бёрч задвинул гитары подальше, зато соло опять-таки прекрасны. Но не только соло-гитарами этот номер очарователен, но и общей музыкальной концепцией, состоящей как бы из нескольких частей. Жаль только, что Шенкер не стал эту концепцию развивать дальше в своем творчестве. Финал песни вообще убойный.

7). Searching for a Reason (3:46) «В поисках причины». Не шедевр, конечно, но Боннет тут просто красавчик.

8). Ulcer (3:53) «Язва». Отличная инструменталка, чисто в стиле Шенкера. Впоследствии он пытался повторить успех этого почти что шедевра, но оригинал, конечно же, вне конкуренции.

Бонус:

9). Girl from Uptown (5:22) «Девушка из жилого квартала». Эта песня была записана для альбома, но вышла только на сингле. Ее можно было бы назвать обычным «проходным номером», но опять-таки – если обратить внимание на инструментальную часть, то песня прекрасно вписывается в общую концепцию альбома.

В заключение хочу сказать, что зря Боннет покинул группу The Michael Schenker Group. Ясно, что музыкант такого масштаба в любом случае не стал бы петь под дудку своих именитых коллег, что Блэкмор, что Шенкер, и рано или поздно он все равно начал бы активную сольную деятельность. Но имеется информация, что Шенкер готовился записать с Боннетом еще один альбом, но в какой-то момент его пришлось просто выгнать из группы из-за того, что он на сцене вел себя неприлично, напиваясь чуть ли не каждый день.

Но что сделано – то сделано. Боннет ушел, и в группу снова взяли предыдущего вокалиста Гари Бардена. И следующий альбом тоже получился неплохим, хотя уже не таким убойным. Однако я думаю, что если бы Боннет остался, и контракт с Мартином Бёрчем не был бы прерван, то и «Built to Destroy» получился бы не менее убойным, чем «Assault Attack».

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«The Plot», 2003 г. - убойный панк-альбом Майкла Шенкера и его собутылльника по UFO Пита Уэя

Alcatrazz «Born Innocent», 2020 г. Грэхем Боннет в свои 73 года выдал крутейший скоростной металлический альбом

Альбом Scorpions «Lovedrive», 1979 г. ~ это переломное событие в истории всей рок-музыки

Whitesnake «Saints & Sinners», 1982 г. ~ прекрасное завершение трилогии «золотого состава» группы

Aerosmith «Rocks», 1976 г. ~ очень сильная попытка стать плечом к плечу с «Лед Зеппелин» на американском рынке