У р о к № 3
ИСААК. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА
Цель урока: Внести в сознание детей системообразующую духовно-нравственную идею жертвенности как способа существования нравственно развитого человека. Учить их подчинять эгоистические желания нуждам других людей, а также требованиям долга и совести.
Примечание: С точки зрения возможностей усвоения детьми содержания урок представляет собой высшую категорию сложности, а степень понимания детьми рассматриваемых проблем может показать уровень их духовно-нравственной развитости. От учителя требуется максимальная собранность и методическая точность в поднесении детям сложного, нравственно насыщенного содержания.
Оборудование: доска, мел, небольшие листочки для всех детей и ручки, д. Библия.
План урока:
1. «Пожертвования» учеников.
2. Авраам приносит в жертву Исаака. Бог испытывает Авраама.
3. Листочки «Что для тебя самое ценное?»
4. Ценное «выше тебя» и ценное «чем ты владеешь».
5. Чем и ради кого (чего) ты готов(а) пожертвовать?
Описание урока:
(Урок начинается с неожиданного методического приема.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок начнется необычно. Достаньте пожалуйста из портфелей и положите на парту то, что у вас здесь есть самое ценное… Так, а теперь мне нужна ваша помощь. Я сейчас пройду по классу и попрошу у вас то, что мне нужно, правда, я не скажу вам, зачем. Но не бойтесь. Если вам очень жалко, вы можете мне не отдавать, а если можете мне пожертвовать, то пожертвуйте. (Учитель проходит по классу и просит у детей «понравившиеся» предметы. Возможен и вариант, когда учитель просто просит принести ему «пожертвованные» предметы. Если кто-то из детей поинтересуется, возвратит ли их учитель, то он уточняет, что, если пожертвовали, то должны быть готовы отдать насовсем.)
В конце урока я скажу вам, зачем мне это все понадобилось, а пока давайте вернемся к той удивительной библейской истории, связанной с обещанием Бога?.. Да, что у Авраама родится сын, и от него произойдет народ. На прошлом уроке мы с вами узнали, как к нему под видом трех путников явился Сам… Бог и сказал, что через год… да, у них с Саррой родится наконец долгожданный сын.
И действительно, как обещал Бог, через год у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры рождается сын по имени Исаак. (Записывается на доске.) Представьте, какая радость была у Авраама и Сарры! Как вы думаете, сильно ли любили они своего сына?.. Конечно, и может быть даже сильнее, чем обычно родители любят своих детей. А почему, как вы думаете?.. Можно назвать, по меньшей мере, три причины… Посовещайтесь с соседями по этому поводу. (Дети высказываются.) Правильно, первое – то, что, когда Исаак родился, они были уже очень старыми, это был их долгожданный «сын старости». Еще почему? Потому что Сам Бог обещал им об этом ребенке. И еще?.. Да, потому что от этого ребенка должен был произойти Божий народ.
Итак, Авраам и Сарра радовались, глядя на то, как растет их сынок, но вот когда ему исполнилось… Вам сколько лет?.. А когда Исааку исполнилось лет 10-12, Бог дал Аврааму страшное повеление. Он сказал Аврааму: «Возьми сына твоего единственного, которого ты так любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе и принеси его Мне в жертву…» Вы представьте только, что должен был сделать Авраам! Он должен был взять своего любимого сына, отвести его на эту гору, там сложить из камней жертвенник, положить на него хворост, связать своего сына и положить сверху. А потом взять нож, заколоть его и поджечь хворост… Представьте, каково было Аврааму! Сердце у него, наверняка, обливалось кровью. Он говорит Исааку: «Сынок, собирайся, пойдем, принесем Богу жертву…» Они взяли веревку, нож, дрова, угли в горшке, чтобы можно было разжечь костер, и пошли. А Исаак спрашивает у Авраама: «Папа, что ж мы взяли дрова, угли, а не взяли ни ягненочка, ни козленочка? Кого же мы будем приносить в жертву?..» Бедный ребенок, он пока не подозревает, что сам должен стать этой жертвой! А Авраам ему отвечает – запомните его слова: «Бог нам покажет ягненочка…»
И вот они подходят к этой горе. Авраам взваливает на плечи сына дрова, хворост, и тот начинает подниматься в гору. А не ее вершине Авраам сложил жертвенник из камней, последний раз обнял сына (иллюстрация в д. Библии), взял веревку, связал Исаака, положил его сверху на дрова, поднял нож, занес его над Исааком и… Вдруг в этот самый момент раздался с неба голос Бога: «Авраам, остановись! Не поднимай руки на сына своего. Теперь Я вижу, как ты любишь Меня, так как не пожалел сына своего единственного…»
Радостный Авраам, еще не веря своим ушам, развязывает сына и вдруг слышит блеяние овечки. Он оборачивается и видит, что недалеко от них запутался рогами в кустах ягненок. Вот когда сбылись слова Авраама. Помните, он сказал: «Бог нам покажет ягненочка»? Авраам тогда берет его и приносит в жертву вместо Исаака…
Ребята, неужели вы в самом деле могли подумать, что Бог позволит отцу убить родного сына?... Нет, конечно. А как вы думаете, зачем Бог давал такое повеление Аврааму?.. (Дети обычно без труда говорят, что Бог проверял Авраама, насколько сильно он Его любит.) Правильно, ребята, в Библии сказано, что Бог «искушал», то есть испытывал, Авраама, а когда Он увидел, что тот Его так любит, что готов отдать для Него самое ценное, что у него было – своего сына, Бог повторил ему все обещания, сказав, что он него действительно произойдет народ, такой же многочисленный, как звезды на небе и песок на берегу моря. В Библии говорится, что у Авраама была такая сильная вера, что Бог, он верил, может воскресить его сына из мертвых.
А теперь мы подходим к главному. Как вы думаете, ребята, если бы мы спросили у Авраама, что для него самое ценное, что бы он ответил?.. (Мнения, как правило, разделяются: одни говорят, что его сын Исаак, другие – Бог.) Давайте проголосуем. Кто думает, что его сын, Исаак, встаньте!... Так. А кто думает, что Бог?.. А вы знаете, что правы и те, и другие! Для Авраама самыми большими ценностями были и его сын Исаак, и Бог, только… Вот, посмотрите на доску. (С этого момента для опорной схемы начинает использоваться доска. Схема постепенно заполняется по ходу работы с учащимися.)
Исаак – это было то ценное, чем Авраам владел, а Бог – это было то ценное, что было выше его. (На доске появляется левая половина схемы.) И что же произошло? Однажды наступил такой момент, когда то ценное, что было выше Авраама – Бог, потребовал, чтобы Авраам принес Ему в жертву то ценное, чем он владел – своего сына Исаака. (На доске проводится стрелка от Исаака к Богу.)
А сейчас я попрошу вас выполнить одно мое маленькое задание. (Учитель раздает всем детям небольшие листочки бумаги.) Пожалуйста, задайте себе тот же самый вопрос, который мы задавали Аврааму. Ответьте: «Что для тебя самое ценное?» и запишите ответ на листочке. (После того, как дети напишут, учитель собирает листочки.)
Итак, у меня в руках находится самое ценное, что у вас есть. Теперь мы сделаем вот что. Посмотрите на доску. Я вам уже говорил, что все, что написано в Библии, написано в том числе и «про нас», имеет к нам самое прямое отношение. Из всего, что вы написали на листочках, как и для Авраама, есть что-то ценное, чем вы владеете, и то ценное, что выше вас. (Учитель начинает заполнять правую часть схемы. На уровне «Авраама» появляется надпись «Я».) «Я» - это каждый из вас. Сейчас я начну зачитывать то, что вы написали на листочках, а вы мне будете говорить, куда записывать – вверх или вниз, в зависимости от того: это ценное, что выше вас или то ценное, чем вы владеете. Только не надо говорить, кто это написал – все должно остаться по секрету – договорились?.. (Учитель начинает зачитывать листочки и, совещаясь с детьми, заполняет схему. Исходя из опыта, наиболее часто называются ценности: родители, семья, Бог. Необходимо дополнить верхнюю часть схемы, если дети не упомянут об этих ценностях (Родина, друзья), также и в нижней части схемы нужно записать такие ценности как жизнь, здоровье, время и попросить детей назвать их любимые занятия.)
А теперь – внимание! Сейчас я вас всех проверю. Я сейчас нарисую на доске только одну стрелку и посмотрю, сумеете ли вы мне объяснить, что она означает. Вы готовы?.. (Учитель подходит к доске и чертит стрелку на второй половине схемы. Нужно предоставить возможность детям посовещаться и высказать свои предположения. Если они затрудняются, а опыт показывает, что детям редко удается и исчерпывающей полнотой объяснить понятие жертвенности, учитель может напомнить им историю об Аврааме и Исааке, возвратив их внимание к первой части схемы. Но как бы ни шел процесс обсуждения, учитель обязательно должен итоговое обобщение провести сам.)
Итак, ребята. Давайте подведем итог. Что же у нас получается? Каждый из нас подобен Аврааму – у каждого есть что-то ценное, что выше его (показать на схеме) и то ценное, чем он владеет. И так же, как и с Авраамом, с нами однажды тоже может случиться так, что то ценное, что выше нас – для Авраама это был Бог – может потребовать, чтобы мы принесли в жертву для него то, чем мы владеем – Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака.
Давайте посмотрим, как это может быть. Скажите, солдат, который защищает Родину, чем для нее может пожертвовать? Правильно, жизнью, здоровьем. Его могут убить, ранить… Скажите, а чем можно пожертвовать ради семьи, ради мамы, папы, родным?.. Кто может рассказать, как ему приходилось чем-то пожертвовать ради мамы, папы или еще кого-нибудь в семье?.. (Дети приводят примеры.)
Хорошо. А кто может рассказать, когда ему приходилось чем-то жертвовать ради друзей?.. Представьте себе ситуацию: вы собрались смотреть интересный фильм, вдруг – звонок, звонит друг или подруга и просит: «Приди, помоги мне подготовиться к контрольной по математике, никак не могу решить задачу!..» А вам так хочется посмотреть кино!.. Но вы жертвуете своим желанием ради друга или подруги, выключаете телевизор и идете, помогаете… У кого были подобные ситуации, может кто-нибудь рассказать?.. (Дети рассказывают.)
Теперь вы поняли, зачем я в начале урока просил вас пожертвовать для меня чем-то ценным, что у вас есть?.. И многие мне пожертвовали. Молодцы! Я вижу, что вы умеете жертвовать. Теперь разберите свои вещи. (Учитель под аплодисменты возвращает «пожертвования».)
Итак, ребята, запомните! Человек только тогда является настоящим человеком, когда он по примеру Авраама может пожертвовать чем-то, даже самым ценным для него, если возникнет такая необходимость. И чем дороже для него то, чем он может пожертвовать, тем прекраснее такой человек. Представьте, Сам Бог пожертвовал самым ценным – Своим единородным Сыном Иисусом Христом ради людей, ради нас с вами, чтобы спасти нас от вечной смерти. Об этом подробно мы будем говорить в четвертом классе. И сейчас Бог хочет, чтобы мы тоже не были жадными эгоистами, которые живут только для себя, чтобы мы тоже жертвовали тем ценным, что у нас есть, если возникнет такая необходимость. Помните об этом.
А на следующий урок мы с вами будет говорить о том, что же дальше произошло уже теперь с сыном Авраама – Исааком. Ведь теперь уже через него должен произойти народ, о котором Бог обещал Аврааму. До свидания!
Краткое содержание:
«Пожертвования» учеников.
Рождение Исаака. Почему Авраам и Сарра очень любили его? Повеление Бога о принесении Исаака в жертву. Обряд жертвоприношения. Страдания Авраама. «Бог нам покажет ягненка». Исаак несет на себе хворост. Бог останавливает Авраама. Ягненок в кустах. Зачем Бог так поступил с Авраамом? (Испытание его верности и любви.) Повторение Божьих обетований.
Что для Авраама самое ценное? Бог или Исаак? Ценность «выше» - Бог, ценность «чем владел» - Исаак. Жертва «низшим» для «высшего».
Письменные ответы «Что для тебя самое ценное?» Заполнение схемы. Что означает стрелка? Наше подобие Аврааму. Примеры жертвенности.(Родина и солдат.) Чем вам приходилось жертвовать? Жертвы ради родителей. Жертвы ради друзей. Способность к жертве и самопожертвованию – высшее достоинство человека. Бог и И.Христос.
Раздача «пожертвований» ученикам обратно.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь