Найти тему
История. Факты+мысли

Нераскрытое дело Рауля Валленберга

История исчезновения Валленберга, началась в 1944 году, когда американская организация «Joint» попыталась воспрепятствовать массовому геноциду еврейского населения на территории Венгрии, куда в марте того же года вошли части вермахта и СС.
Соединенные Штаты не имели представительства в этой стране, так как она все еще входила в число союзников фашистской Германии, поэтому решено было действовать через нейтральные государства.
Выбор пал на Швецию, а саму операцию доверили начинающему дипломату Раулю Валленбергу.
Такая кандидатура тоже не была случайностью, поскольку молодой человек принадлежал к весьма состоятельному семейству, члены которого наладили взаимовыгодные связи как с нацистами, так и с руководством СССР, продавая и тем, и другим высококачественную сталь.

Прибыв в Будапешт летом 1944 года в качестве секретаря шведской миссии, Валленберг немедленно принялся за дело.
По его распоряжению в стенах посольства тысячами штамповались паспорта с тремя коронами на обложке.
Конечно, ни один из них не значился в картотеке скандинавского королевства, но приученные к порядку немцы об этом не знали и не трогали обладателей таких документов.

Всего раздали больше 20 000 паспортов.
Всего раздали больше 20 000 паспортов.

Кроме того, Валленберг закупал, либо арендовал целые дома, заселяя их местными евреями и вывешивая на фасаде шведский флаг.
В целях обеспечения неприкосновенности таких кварталов, он тесно контактировал с венгерскими и немецкими чиновниками, не скупясь раздавая взятки, благо «Джойнт» щедро спонсировала его деятельность.

Кульминацией работы Валленберга считается случай, произошедший 11 января 1945 года, когда, в связи с подходом советских войск, в Будапеште заминировали еврейские гетто, в результате чего могли погибнуть 150 тысяч человек.
Узнав об этом по своим каналам, шведский дипломат прорвался в кабинет генерала Шмидтхубера.
Разговор происходил с глазу на глаз, поэтому Валленберг, напомнив о положении дел на фронтах, пригрозил военачальнику лично засвидетельствовать его преступление,
«когда все, и очень скоро, закончится в Берлине, а Вы, генерал будете повешены».
Приказ о подрыве был отменен.

Опережая события, надо сказать, что один из спасенных, впоследствии стал американским конгрессменом и добился того, чтобы Валленбергу присвоили звание почетного гражданина Соединенных Штатов. Этому примеру также последовали Канада, Венгрия и Израиль.

Таким образом, когда Красная армия штурмом взяла Будапешт, Валленбергу, казалось бы, нечего было опасаться освободителей.
Но все сложилось иначе.
Днем 13 января, его вместе с шофером задержали и доставили в штаб маршала Малиновского.
В Москву немедленно доложили, что шведский дипломат «взят на попечение войсками 2-го Украинского фронта».
Через три дня, заместитель Наркома иностранных дел тов. Деканозов официально информировал об этом Стокгольм, заверив, что подданному Его Величества ничто не угрожает.
Однако уже 17 января, на имя маршала Малиновского приходит телеграмма:
«Обнаруженного в восточной части Будапешта, на улице Бенцур, Рауля Валленберга арестовать и доставить в Москву. Соответствующие указания контрразведке «СМЕРШ» даны.
Заместитель Народного комиссара обороны генерал армии Булганин».

Военные предпочитали не вмешиваться в дела контрразведки, но все указания выполняли четко.
Военные предпочитали не вмешиваться в дела контрразведки, но все указания выполняли четко.

Было бы неразумно предполагать, что тов. Булганин мог отдать такое распоряжение без прямого указания своего непосредственного начальника – Верховного Главнокомандующего.
Тем не менее, товарищ Сталин, встретившись со шведским послом, не стал разуверять господина Седерблюм, когда тот почему-то высказал предположение, что Валленберг был убит немцами в Будапеште в ходе уличных боев.
Этот разговор состоялся в июне 1946 года, а еще через год замминистра иностранных дел тов. Вышинский уведомил шведскую сторону, что Валленберга в СССР нет, и никогда не было.

Правда, за месяц до этого Андрей Януарьевич направил докладную записку на имя тов. Молотова:
«Поскольку дело Валленберга до настоящего момента продолжает оставаться без движения, я прошу Вас обязать товарища Абакумова представить справку по существу дела и предложение по его ликвидации».
Зная повадки и биографию бывшего прокурора СССР, можно легко догадаться, что если поднимался вопрос о ликвидации дела, или человека, он всегда выбирал второй вариант.

Очередной виток разбирательств возник уже после смерти Сталина, когда, в феврале 1957 года, новый глава МИДа Громыко признал нахождение Валленберга во внутренней тюрьме Лубянки и заявил, что тот скончался еще в 1947 году от инфаркта.
При этом Андрей Андреевич допустил, что дипломат мог быть отравлен ядом из лаборатории полковника Майрановского.
На это косвенно указывает тот факт, что тогдашний министр госбезопасности запретил проводить вскрытие перед кремацией тела. Однако – добавил он – преступник и враг народа гражданин Абакумов уже понес заслуженное наказание, поэтому дело об убийстве шведского подданного должно быть закрыто.

О причинах ареста Валленберга в январе 45-го, выдвигались разные версии.
Во-первых, он попал в поле зрения СМЕРШ еще за несколько месяцев до взятия Будапешта, как лицо, контактирующее не только с венгерскими и немецкими нацистами, но и, предположительно, с американской разведкой.
Во-вторых, у органов вызывали большие сомнения люди, получившие от него шведские паспорта, в каждом из которых контрразведчики видели вражеского агента.

Возможно, потом следователи убедились в его невиновности, но отпускать иностранного дипломата и его шофера было уже нельзя.
Они слишком хорошо видели, а еще больше слышали о методах работы советского карательного ведомства и могли многое рассказать западным журналистам, поэтому решение о ликвидации оставалось единственно верным.
Иосиф Виссарионович очень не любил кривотолков в адрес созданной им системы.


ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Настоящее дело врачей, которое никогда не предавали гласности

Пауль Грюнингер - таможня дает добро