Найти в Дзене
Канал карикатур

Балбес, Трус, Бывалый - почему не стали карикатурным мэмом в СССР?

Привет, друзья! Решила я собрать вам картинок из "Крокодила" про Труса, балбеса и Бывалого. Собирала-сбирала, выглядывала-выглядывала, а нашла.. ничего. БЫла одна фотография, но я ее постить не стала. Мы же картинки постим, а не фотки.

А единственное, что я нашла из картинок, это вот...

Художник Г.Андрианов журнал "Крокодил" №17 1970
Художник Г.Андрианов журнал "Крокодил" №17 1970

-А молнию не почините?

Причем тут наша троица? Не при чем. Просто оранжевый спальник напоминает спальник Нины, а весь сюжет - мотивы с ее похищением. И то сильно-сильно притянуто за уши. Еще одно очень известное советское изображение героев - персонажи "Бременских музыкантов", которые сделаны под "кунаков влюбленного джгита" из "Пленницы".

кадр из мультфильма "Бременские музыканты"
кадр из мультфильма "Бременские музыканты"

Первый шарж в "Крокодиле" появляется в 2000:

Художник журнал "Крокодил" №06  2000
Художник журнал "Крокодил" №06 2000

Так почему же я так пристала к этим карикатурам? Почему я считаю, что он и должны были в СССР появиться,но не появились? Сейчас расскажу. Все дело в том, что такие персонажи, кочующие из фильма в фильм, это на самом деле продолжение большой классической театральной традиции.

А точнее балаганной. Ну помните - Арлекино, Коломбина, Пьеро? В так называемом народном театре эти персонажи выступали в разных сценках. Сценки были разные, а персонажи одни и те же. Ну их и рисовали часто, игрушки с их образами делали. Мэмчик такой старинный.

Когда появились Трус, Бывалый и Балбес, то они как бы тоже стали такими мэмными персонажами, людьми-функциями. Потому и кочевали из фильма в фильм без ущерба для целостности образа. Но их не рисовали в те годы.

Более того, когда Гайдай в очередной раз решил снять фильм с троицей, артисты отказались: не хотели превращаться в Арлекинов. В Советском Союзе было совершенно неприлично среди интеллигенции увлекаться низменном жанром, к которому относилась и комедия.

И вот страна распалась. Интеллигенция утратила свои позиции определителя вкусов - на мой сугубо личный взгляд, в основном слишком унылых и заумных даже для самой интеллигенции. И понеслось!

Художник В.Мочалов журнал "Крокодил" №03 2003
Художник В.Мочалов журнал "Крокодил" №03 2003

Вот она, настоящая любовь. Прошло столько лет, а они все-таки стали мэмом. Вот и в 2003 Мочалов иллюстрирует проблему акцизов, используя образ легендарной тройки.

А вот они в компании Умы Турман:

с интернета
с интернета

Фото отсюда.

А вот они как сюжет автотюнинга:

фото м новостного портала Нижнего Новгорода, 2016
фото м новостного портала Нижнего Новгорода, 2016

Фото отсюда. А вот граффити с самым известным эпизодом из "Кавказской пленницы":

самый популярный мемчик из фильма
самый популярный мемчик из фильма

А вот ресторан в Ереване, который появился в начале нулевых и был оформлен по мотивам фильма:

один из ресторанов Еревана оформлен на тему фильма "Кавказская пленница2
один из ресторанов Еревана оформлен на тему фильма "Кавказская пленница2

Фото отсюда

Тот же ресторан изнутри:

оформление ресторана в Ереване
оформление ресторана в Ереване

Фото отсюда

И что? И то. НЕ любили в СССР низкий жанр. Иначе троицу стали бы рисовать в карикатурах и где угодно. Я как-то писала, что существовали игрушки с лицами Балбеса, Труса и Бывалого, но их повыпускали в шестидесятые и перестали.

Вот так.. Уверена, что если бы в советские времена так не клеймили массовое искусство, страна получила бы хорошую статью дохода. Если в наше время образ используют, то тогда это было бы еще популярнее.