«…Беженец - это лицо, которое … в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой…»
ЗАКОН О БЕЖЕНЦАХ РФ (19 февраля 1993 г. N 4528-I)
Чем занимались русские беженцы из Украины (из Российской империи) в Словакии сто лет назад?
В нашем обывательском представлении беженец – это человек, который лишился близких, гражданства, языка, общественного положения, работы, дома, родины и оказался на чужбине ни с чем. У него нет не только своего жилья, профессии, но и даже «лигитимное» образование, которое позволило бы ему интегрироваться и приспособиться к новым обстоятельствам на чужбине. Беженец ищет всесторонней помощи от приютившего его государства и народа.
В отношении к русским эмигрантов далеко не всегда можно было применить эти штампы. А как это было в Словакии?
Предыстория создания русского иноческого братства
1 января 1993 года Словакия получила свою независимость. До этого она входила в состав Венгрии, Австро-Венгрии и Чехословакии. Была она и под контролем нацистской Германии (в начале 1940-х годов).
В 1923 г. архимандрит Виталий (Максименко) в с. Ладомирова на территории Словакии, которая именовалась Пряшевской Русью, была основана монашеская обитель в честь преподобного Иова Почаевского.
Кем же был этот беженец из западной окраины развалившейся Российской империи? Архимандрит Виталий (1873 – 1960) являлся выпускником Казанской духовной академии (в 1899 году удостоен степени кандидата богословия). С 1902 года в Почаевской лавре он заведовал монастырской типографией. Также он был редактором «Почаевского листка» и занимался редакторской деятельностью в «Волынских епархиальных ведомостях».
После революции архимандрит Виталий подвергался аресту сначала со стороны украинских властей, а потом и со стороны польских властей. В итоге он был выслан из Польши в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В 1923 г. попал в Чехословакию, где основал в селе Ладомирова (русские называли его Владимирово) мужскую монашескую обитель из числа русских эмигрантов.
При этом монастыре действовало братство во имя преподобного Иова Почаевского, которое занималось миссионерством среди униатов-русинов. Также была создана типография, имевшее большее значение для всего русского православного зарубежья.
Новый настоятель обители
В 1934 году архимандрит Виталий (Максименко) был рукоположен во епископа Детройского и направлен возглавить епархию в США. Руководителем ладомировской обители св. Иова Почаевского и типографии осуществлял архимандрит Серафим (Иванов). В миру его звали в миру Леонид Георгиевич Иванов (1897 – 1987). Будущий архимандрит обучался в Курской классической гимназии, потом в Московском университете на философском факультете, а в эмиграции продолжил образование в Белградском университете на богословском факультете.
При новом настоятеле монастырь продолжил развиваться на просветительском поприще. С 1937 г. обитель развернула миссионерскую деятельность по распространению православия в Карпатском крае, ежегодно принимая 2000 – 3000 богомольцев.
Обитель во Вторую мировую
К 1941 г. братия насчитывала 30 человек, которые самоотверженно трудились в трех основных направлениях: типографском, издательском и иконописном. Обитель вела подготовку к тому, чтобы на оккупированной немцами территории СССР способствовать религиозному возрождению среду народа, который находился в условиях агрессивной пропаганды атеизма. Для этой цели в период Второй мировой войны было напечатано огромное количество церковной литературы.
Сами же немцы запрещали отправлять книги на оккупированные ими советскую территорию. Однако, благодаря тому, что население России вознаграждало людей, приносивших духовную литературу, многие солдаты словацкой армии перед отъездом на фронт брали в монастыре преп. Иова Почаевского религиозные издания и передавали их населению в занятых немцами областях. Помимо издательской деятельности в этом иноческом центре изготовляли и необходимые для возрождённых российских храмов антиминсы. Известно, что осенью 1943 г. их было сделано 400 штук.
Так миссионерский комитет при Германской митрополии РПЦЗ передал типографии братства два крупных заказа на печатание 60 тыс. кратких молитвенников и 300 тыс. Евангелий от Иоанна. Они предназначались для распространения среди остарбайтеров и военнопленных
В январе 1945 г. братия была вынуждена выехать из Братиславы, чтобы спастись от наступавшей на Словакию Красной армии. Но не все иноки покинули Ладомировскую обитель. Здесь остался ученый иеромонах Савва (Струве), сын депутата Государственной Думы П.Б. Струве. Большая же часть монашеской братии направилась в Германию и закрепилась в Мюнхене, где игумен Иов (Леонтьев), выпускник элитного Пажеского корпуса, основал новую обитель.
Другая часть братии (около 10 человек) в 1945 г. уехала в Женеву (Швейцария), где при русском храме ею было устроено монастырское подворье. Впоследствии некоторые из этих монахов уехали в Северную Америку, где они поселились в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк, США).
Известные насельники
- Виталий (Максименко), архиепископ
- Виталий (Устинов), митрополит, первоиерарх РПЦЗ
- Киприан (Пыжов), архимандрит, известный иконописец
- Лавр (Шкурла), митропролит, первоиерарх РПЦЗ
- Нафанаил (Львов), архиепископ
- Савва (Струве), архимандрит
- Серафим (Иванов), архиепископ
- Сергий (Четвериков), иеромонах
Получается, что русские монахи-беженцы из новосозданной обители преподобного Иова Почаевского были деятельными и образованными миссионерами. Они не только ни стеснили Чехословакию, но и обогатили её как в духовном, так и в культурном плане. Монастырь в Ладомирова с начала 1920-х до 1940-х гг. являлся мощным просветительским и миссионерским центром, который на протяжении 20 лет распространял свою печатную продукцию как на территории Чехословакии, так и фактически по всем странам, где находились центры русского мира.
Адрес: Словакия, район Свидник, cело Ладомирова, бывший мужской монастырь преподобного Иова Почаевского.
Источники:
- Всеволод (Филипьев), инок. Святорусское откровение миру. М., 2005.
- История Свято-Троицкого монастыря, 1930-2005: памятка к 75-летию Свято-Троицкого монастыря [фотоальбом] / авт. текста Серафим Ган, Г. Зайде; фот. Р.М. Петр (Жигалин) и др. Джорданвилль, Нью Йорк, 2005.
- Личный архив автора.
- Обитель в Обермнцингене близ Мюнхена // Православная Русь. Нью-Йорк. 1947. № 15 (398).
- Шкаровский М.В. Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии // Вестник русского христианского движения. Париж. № 192.
- Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). М., 2002.