Найти тему
Учительская

«Майская ночь, или Утопленница»: история создания фильма, которому исполнится 70 лет

Фильм «Майская ночь, или Утопленница», созданный режиссером Александром Роу, в этом году отметит юбилей. В комедии с элементами триллера, снятой в середине прошлого столетия, есть все, чтобы заинтриговать современного зрителя: отличная драматургия, великолепная режиссура, прекрасный актерский состав. Но это далеко не все.

   Кадр из фильма «Майская ночь, или Утопленница»
Кадр из фильма «Майская ночь, или Утопленница»

Комедия «Майская ночь, или Утопленница», которую киносеть «Москино» покажет 1 мая, вошла в золотой фонд российского кинематографа. На протяжении 70 лет, с момента выхода на большие экраны страны, ее посмотрели несколько поколений советских, теперь уже российских зрителей.

Страшно не будет, но нервы пощекочет

Интерес к фильму не иссякает по нескольким причинам. Литературным источником, который лег в основу сценария, является одноименная повесть «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя.

В сюжете картины есть все, чтобы заинтересовать современного зрителя, знакомого с жанром триллера, искушенного зарубежными хоррорами, ужастиками и фэнтези. Но в отличие от подобных кинопроизведений, вызывающих ужас и страх, которые долго преследуют, заставляя людей вздрагивать от собственной тени, картина Александра Роу не оставляет неприятного «послевкусия».

Фильм-сказку с элементами мистики можно смотреть всей семьей, даже с маленькими детьми. Страшно не будет. Режиссер сохранил архитектонику автора, умело перемежающего свои «страшилки» тонким юмором и сатирой. Сберег и атрибутику, присутствующую в произведениях Гоголя: мистику и смех.

От режиссера – до актеров

Сюжет картины незатейлив: упрямый сельский голова не дает согласия на брак сына с простой казачкой. Юноша нашел выход, вступив в сговор с «нечистой силой». Помочь Левко взялась панночка, которая покончила с собой, забрав на дно водоема злую мачеху-ведьму, не дающую покоя бедной девушке даже на том свете. Взамен за свою услугу – соединить влюбленных – панночка просит отыскать ведьму, чтобы наказать ее.

Задачу автора произведения и режиссера Александра Роу, считавшегося главным сказочником страны, решила сплоченная съемочная группа с прекрасным коллективом. Сценарий фильма написал известный советский драматург, лауреат двух Сталинских премий Константин Исаев.

Оператором стал не менее именитый Гавриил Егиазаров – кинорежиссер, сценарист, актер. Музыку к фильму написал Сергей Потоцкий – ученик композитора Сергея Танеева. К слову, тональность фильму придают фрагменты из оперы «Майская ночь» Николая Римского-Корсакова. Музыка великого композитора прозвучала в песне Левко «Спи, моя красавица».

В главных ролях снялись молодые на тот момент актеры, начинающие восхождение на Олимп славы. Влюбленного героя Левко сыграл Николай Досенко. Ганну – красавица Татьяна Конюхова, будущая звезда советского кинематографа. На роль панночки режиссер пригласил не менее привлекательную Лилию Юдину, выпускницу Театрального училища имени Щукина. Для обеих актрис картина Роу стала дебютом и путевкой в большое кино.

Молодые актеры сумели не потеряться на фоне «тяжеловесов», слава о которых гремела по всей стране. Александр Хвыля сыграл упрямого отца, не дающего сыну согласие на венчание с красавицей Ганной. Любимец публики Георгий Милляр выступил в роли писаря. Галина Григорьева снялась в роли мачехи, Эмма Цесарская предстала перед зрителями в образе свояченицы.

Без вольностей, но с искрой

Фильм «Майская ночь, или Утопленница» снимали на киностудии имени Горького. Вспоминая о съемках, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова рассказывала об удивительной атмосфере, созданной режиссером Роу. Александр Артурович, которого называли классиком волшебной киносказки, по словам актрисы, был прост в общении.

Он тщательно оберегал молодежь от всего, что могло бы создать ощущение дискомфорта. Вольностей в виде сиюминутной импровизации не позволял, но и не противился проявлениям творческой активности. Возможно, это тоже сыграло свою роль в будущем успехе картины.

Фильм с захватывающим сюжетом и прекрасной игрой передал колорит, присущий времени, в котором происходит действие. Здесь есть все, что может увлечь и заворожить не только зрителей, любящих фольклор.

Фильм интересен всем, кто неравнодушен к хорошей музыке, народным песням, пляскам, юмору. «Исконно русская сказка – добрая, поучительная», – говорят современники, знающие толк в настоящем искусстве.

Знаете ли вы, что?

Мистическую киносказку кинорежиссера Александра Роу называют первым советским фильмом ужасов.

По невероятному совпадению, которое иначе как мистикой не назовешь, фильм вышел в прокат 31 октября, хотя в Советском Союзе хэллоуин, никто не отмечал, да и о самом празднике тогда знали понаслышке.

После выхода картины на экраны зарубежная пресса отметила уникальный художественный стиль и необычные для того времени спецэффекты.

Картину «Майская ночь, или Утопленница» режиссер Роу снимал в двух вариантах – стереоскопическом и плоском. Фактически, как говорят эксперты, получилось 3D-изображение. Решение считалось невероятно смелым.

Стереоскопический вариант снимали в системе «Стерео 35 кадр за кадром». Ее разработали сотрудники кинофотоинститута НИКФИ (сегодня – это киностудия имени М. Горького).

В процессе съемок группа использовала особую камеру и специальный проектор. Чтобы получить нужный эффект, зрители должны были находиться в определенном положении по отношению к экрану.

Великий советский сказочник

Рассказ о фильме «Майская ночь, или Утопленница» был бы неполным без воспоминаний о человеке, создавшем культовое кинопроизведение. Секреты будущего мастерства Александр Роу, в жилах которого текла ирландская кровь, постигал у Якова Протазанова.

Впоследствии, став известным режиссером, он не раз вспоминал, что мечтал снимать фильмы еще совсем молодым. А попав на киностудию, знал, что это будут сказки. Мечтам легендарного режиссера было суждено осуществиться. Его первой картиной стала сказка «По щучьему веленью», созданная в 1938 году и тепло принятая зрителями.

Потом были «Конек-Горбунок (1941), «Кащей Бессмертный» (1945). После «Майской утопленницы» Роу снял фильмы «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Марья -искусница» (1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1964) и другие. Звание «Классик волшебных киносказок» досталось Александру Роу неслучайно.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».