Найти в Дзене

Синдром Шапокляк, или Как не стать неприятной старушкой

Оглавление

В детстве я сочувствовала Чебурашке. Его жизнь могла бы быть счастливой, если бы не зловредная старушка. С виду женщина городская, цивилизованная, со вкусом одетая, а вела себя мерзко и непристойно.

Мне уже 55 лет, и я признаю неизбежность возрастных изменений. Но неизбежен ли "синдром Шапокляк", то есть, превращение женщины в неприятную старушку? А главное - на что нужно обратить внимание, чтобы не стать отрицательным персонажем? Давайте разбираться!

Первая проблема Шапокляк - одиночество

Сразу бросается в глаза то, что все герои мультфильма взаимодействуют, а Шапокляк находится в изоляции, её сопровождает только странный питомец - крыса Лариска, существо зависимое и управляемое. "Лариска, в сумку!" - это ритуал Шапокляк, основная форма коммуникации, которая доступна пожилой женщине. Была бы её воля, она бы приказала лезть в сумку всем своим знакомым, но такой воз ей явно не по силам.

Почему Шапокляк осталась одна и оказалась в социальной изоляции, из мультика непонятно. Но характерная возрастная черта создателем персонажа подмечена точно. С возрастом значительно сужается круг близких людей. Это может быть связано с уходом из жизни прежних друзей и знакомых, с утратой общих интересов, которые раньше связывали с близкими. Кроме того, угасают социальные роли, меркнут статусы. Люди с успешной карьерой, завершая профессиональную деятельность, выпадают из сферы активной деятельности и теряют свою значимость.

Что важно в такой ситуации? Беречь оставшиеся связи, искать поводы и смыслы эмоциональной близости, находить сферы значимости и поддерживать посильный контакт с социумом.

Вторая проблема Шапокляк - неспособность признавать изменения

У многих стареющих людей возникает острая болезненная реакция на проявления молодости. Конечно, разрыв между поколением дедов и внуков очень большой. При стремительном развитии технологий и ускорившемся процессе получения и переработки новых знаний между бабушками (впрочем, как и дедушками) и внуками возникает пропасть.

"Мы такими не были" - популярный шаблон, точнее, психологическая защита, которая не позволяет свершиться здоровому контакту между поколениями. Из-за этого у пожилых людей возникает раздражение, неприязнь и отрицание того, что ценно для молодёжи. Такая психологическая защита подталкивает стариков к тому, чтобы быть резкими и прямолинейными в суждениях, навешивать обесценивающие оскорбительные ярлыки и не скупиться в порицании.

Если вернуться к образу, созданному авторами знаменитого мультфильма, то Шапокляк пытается вредить всему, что делают другие герои, просто потому, что так проявляется конфликтность её характера и неспособность выстраивать добросердечные отношения.

Становясь старыми, бабушки не обретают право Бога судить и карать словесно. Мудрость старости - именно в том, чтобы признавать изменения и уважать ценности новых поколений, даже если они отличаются от ценностей прошлого.

Ещё одно проявление психологической защиты - трудность в признании слабости и принятии помощи. "Мне ничего от вас не нужно", - говорят старики вовсе не потому, что на самом деле могут справиться сами, а потому, что сложно принять помощь от тех, кто исповедует совсем другие принципы, а потому кажется непонятным и чужим.

Третья проблема Шапокляк - токсичная агрессия

Старческая агрессия - характерный признак обвиняющего типа пожилых людей. Как ни парадоксально, это следствие старческой инфантильности, то есть, эмоциональной незрелости, которую до старости так и не удалось преодолеть. Пожилые женщины, которые так и не стали психологически взрослыми, похожи на капризных детей.

Они возлагают всю вину за свою несчастную старость на детей. "Я тебе отдала всю свою жизнь, а от тебя ничего хорошего не дождёшься", - часто говорят такие старушки. Они перекладывают ответственность за жизненные неудачи на других людей. Для них, как и для Шапокляк, характерна подозрительность, ожидание зла от других людей и негативное отношение ко всему, что происходит вокруг.

Чтобы преодолеть все эти конфликты, нужно провести ревизию своего "Я", найти новые личные границы, соответствующие изменившейся реальности, признать свои возрастные изменения и позволить молодым быть другими.