Найти в Дзене

Если вонять, то по-крупному. В России планируют отменить экологические нормы для автотранспорта

Шаг этот неожиданный, и потому в него мало кто верит. Однако если об этом сказала одна авторитетная газета, да еще и со ссылкой на правительство, то, скорее всего, он действительно обсуждается, и не только в теории.

О введении в России экологических классов для производимого и ввозимого в страну автотранспорта у нас заговорили в конце прошлого века. Реальностью они стали в начале этого, и уже с 2005 года в стране был введен экологический стандарт «Евро-2». С того момента запрещалось выпускать в свободное обращение (т.е. выдавать ПТС, что означало разрешать регистрацию и выезд на дороги общего пользования) автомобили, выхлоп которых не удовлетворял требованиям второго экологического класса. Такие машины могли производиться российскими заводами исключительно для экспорта в другие страны, не избалованные евронормами. Также был запрещен ввоз в страну автомобилей с экологическим стандартом ниже «Евро-2», в том числе и физическим лицам для собственных нужд.

С тех пор каждые 3–4 года вводился новый экокласс, более высокий: «Евро-3», «Евро-4»… Сейчас заявлено, что действует «Евро-5», однако фактически «Евро-4». Связано это с тем, что не все автозаводы смогли вписаться в жесткие экологические рамки, потому «Евро-5» велели притормозить.

Эконормы касаются только автомобилей, в том числе грузовых, и автобусов, на мототехнику они не распространяются (как и на армейские грузовики, впрочем).

К чему это привело? Надо признать, что воздух в городах стал все же чище. Случилось это, конечно же, не только из-за введения жестких евронорм для транспорта. Однако и они тоже сыграли в этом не последнюю роль.

Но помимо положительных достижений есть и отрицательные: машины стали дороже. Да, экология требует денег, и не малых. Системы впрыска, катализаторы-нейтрализаторы и всякие лямбда-зонды не дешевы. Но таковы были требования природы — матери нашей.

И теперь после долгой упорной и последовательной борьбы за чистый выхлоп российский автопром может вернуться к производству автомобилей с двигателями экологического класса «Евро-0». По некоторым данным, правительство готовит проект постановления, упрощающий требования к автомобилям, которые производятся на территории России. От действующего экостандарта планируют временно отказаться по причине дефицита современных комплектующих. Микроэлектроника, заморские производители которой показали нам большой шиш, нужна и в системах, ответственных за экологию.

Однако не для всех производителей хотят открыть экологическую халяву. Она может коснуться только тех, на которых работают не менее 5000 человек. Так что с одной стороны она решает в том числе и социальную проблему, снижая риск увольнения работников по причине остановки крупных предприятий. С другой стороны, что позволено одним почему-то запрещено другим. И это уже не справедливо.

"Какие такие экологические нормы? Не, не слыхали..."
"Какие такие экологические нормы? Не, не слыхали..."

Еще одним временным исключением, пока до конца года, может стать отказ от установки на автомобили активных систем безопасности, таких как АБС и тем более ESP. Ну, и конечно же системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, которая вошла в список обязательных с 2016 года. О том, что «красные кнопки» #ГЛОНАСС стали дефицитом, заговорили еще в прошлом году. Теперь же на фоне охватившего весь мир кризиса ситуация тем более не стала лучше.

Однако подозреваю, что обязательность кнопки ГЛОНАСС не отменят для автомобилей, ввозимых в Россию физическими лицами (как и экопослабления). На самом деле я очень хочу оказаться плохим Нострадамусом, но… В общем, время покажет.