Шаг этот неожиданный, и потому в него мало кто верит. Однако если об этом сказала одна авторитетная газета, да еще и со ссылкой на правительство, то, скорее всего, он действительно обсуждается, и не только в теории.
О введении в России экологических классов для производимого и ввозимого в страну автотранспорта у нас заговорили в конце прошлого века. Реальностью они стали в начале этого, и уже с 2005 года в стране был введен экологический стандарт «Евро-2». С того момента запрещалось выпускать в свободное обращение (т.е. выдавать ПТС, что означало разрешать регистрацию и выезд на дороги общего пользования) автомобили, выхлоп которых не удовлетворял требованиям второго экологического класса. Такие машины могли производиться российскими заводами исключительно для экспорта в другие страны, не избалованные евронормами. Также был запрещен ввоз в страну автомобилей с экологическим стандартом ниже «Евро-2», в том числе и физическим лицам для собственных нужд.
С тех пор каждые 3–4 года вводился новый экокласс, более высокий: «Евро-3», «Евро-4»… Сейчас заявлено, что действует «Евро-5», однако фактически «Евро-4». Связано это с тем, что не все автозаводы смогли вписаться в жесткие экологические рамки, потому «Евро-5» велели притормозить.
Эконормы касаются только автомобилей, в том числе грузовых, и автобусов, на мототехнику они не распространяются (как и на армейские грузовики, впрочем).
К чему это привело? Надо признать, что воздух в городах стал все же чище. Случилось это, конечно же, не только из-за введения жестких евронорм для транспорта. Однако и они тоже сыграли в этом не последнюю роль.
Но помимо положительных достижений есть и отрицательные: машины стали дороже. Да, экология требует денег, и не малых. Системы впрыска, катализаторы-нейтрализаторы и всякие лямбда-зонды не дешевы. Но таковы были требования природы — матери нашей.
И теперь после долгой упорной и последовательной борьбы за чистый выхлоп российский автопром может вернуться к производству автомобилей с двигателями экологического класса «Евро-0». По некоторым данным, правительство готовит проект постановления, упрощающий требования к автомобилям, которые производятся на территории России. От действующего экостандарта планируют временно отказаться по причине дефицита современных комплектующих. Микроэлектроника, заморские производители которой показали нам большой шиш, нужна и в системах, ответственных за экологию.
Однако не для всех производителей хотят открыть экологическую халяву. Она может коснуться только тех, на которых работают не менее 5000 человек. Так что с одной стороны она решает в том числе и социальную проблему, снижая риск увольнения работников по причине остановки крупных предприятий. С другой стороны, что позволено одним почему-то запрещено другим. И это уже не справедливо.
Еще одним временным исключением, пока до конца года, может стать отказ от установки на автомобили активных систем безопасности, таких как АБС и тем более ESP. Ну, и конечно же системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, которая вошла в список обязательных с 2016 года. О том, что «красные кнопки» #ГЛОНАСС стали дефицитом, заговорили еще в прошлом году. Теперь же на фоне охватившего весь мир кризиса ситуация тем более не стала лучше.
Однако подозреваю, что обязательность кнопки ГЛОНАСС не отменят для автомобилей, ввозимых в Россию физическими лицами (как и экопослабления). На самом деле я очень хочу оказаться плохим Нострадамусом, но… В общем, время покажет.