Найти тему

"Метод" - наконец-то достойный российский сериал!

"Вы сейчас с кем вообще разговариваете?!" - дело в том, что главный герой периодически забывается и прям по середине разговора может начать "думать в слух". По началу это по-настоящему пугает его напарницу, но постепенно она привыкает а затем вообще начинает вести себя так же.
"Вы сейчас с кем вообще разговариваете?!" - дело в том, что главный герой периодически забывается и прям по середине разговора может начать "думать в слух". По началу это по-настоящему пугает его напарницу, но постепенно она привыкает а затем вообще начинает вести себя так же.

Приветствую тебя, дорогой читатель! Кино как искусство это конечно здорово. Фильмы которые несут серьёзную смысловую нагрузку должны быть. Но как и любой другой вид искусства (музыка или живопись) оно многогранно. Ну не слушаете же Вы круглосуточно симфонические оркестры? Хочется и разнообразия. Так что развлекательные ленты я люблю не меньше.

Когда я говорю "развлекательное" я не имею в виду исключительно комедию. Это может быть что угодно, боевик, триллер, ужасы, приключение... Одним словом я имею ввиду кино досуговое. Предназначенное для того чтобы приятно провести время и не несущее какой-то серьёзной смысловой нагрузки. Вот именно о таком фильме, а точнее о сериале, я бы и хотел Вам поведать. Сериал называется "Метод", в жанре детективного триллера, щедро приправленного драмой.

Премьерный показ первой серии состоялся в октябре 2015 года в эфире Первого канала. Да, и на "Первом" иногда показывают очень даже годные вещи. В сериале всего десять серий. Каждая из них может рассматриваться как отдельное повествование, при этом все они пронизаны основным сюжетом (строящемся вокруг поиска одной из главных героев, молодым следователем, убийцы своей матери, а так же погони за загадочным маньяком-манипулятором под псевдонимом "Ты Меня Не Поймаешь") и гармонично с ним сплетены. Присутствует даже весьма занимательный любовный... квадрат, на удивление смотрящийся в тему и двигающий сюжет. Будут Вам и неожиданные повороты (как локальные, так и в основном сюжете), и сложный моральный выбор, и циничный юмор, ну а любителям пощекотать себе нервы придётся по нраву обилие психологически сложных и устрашающих сцен (при этом выдержана тонкая грань, всё это не скатывается в чернуху). Отдельно я бы хотел отметить музыкальное сопровождение. Выше всяких похвал. Ах ну и как я мог забыть про драматическую концовку, равнодушным она не оставит никого.

Сериал рассказывает нам историю о майоре полиции Родионе Меглине (согласен, начало для российских сериалов довольно типичное) и о его очаровательной молодой напарнице, следователе-стажёре, Есении Стекловой. Однако занимаются наши герои не чем-нибудь, а делами особой важности. Если быть точным то занимаются они поиском и... нейтрализацией (а уж законным способом или нет это как пойдёт) серийных убийц, маньяков.

Добавляет остроты в повествование тот факт, что примерно половина из представленных отрицательных персонажей и их деяния имеют под собой реальную основу и в сюжете есть масса отсылок к реально существовавшим советским и российским маньякам. В каждой серии тандем занят поисками одного злодея. Делают это они при помощи некоего уникального "метода", который практикует майор Меглин и которому пытается обучится Есения. Правда по ходу выясняется что и сам Меглин не в состоянии объяснить что их себя представляет его "метод", а его потрясающая раскрываемость в подобных делах объясняется скорее его психологическими особенностями.

С каждой серией становится всё яснее что Родион Николаевич страдает от некоего заболевания психики, развитие которого может закончится для него вегетативным состоянием. По этому поводу он периодически консультируется с врачом-психиатром. Он постоянно принимает тяжёлые препараты, находится в вечном алкогольном опьянении (в том числе и за рулём), а его преимущество заключается в том что он способен ощущать патологию, мыслить иррационально и ставить себя на место маньяка, понимая и сочувствуя его мотивам (да, в каждой серии нам не только показывают злодея, но и объясняют почему он стал именно таким). Полное пренебрежение к любым авторитетам, контролю, общественным условностям, нормам морали а так же отрицание любой субординации тоже на месте. Сдобрим это, до кучи, невероятной харизмой, потрясающим цинизмом, явным самодурством, пугающим чудачеством и лёгким флёром таинственности (ведь на Меглина в управлении кадров МВД есть только тонкая учётная карточка без фото и какой либо информации, так же не ясно кому он подчинятся и подчиняется ли вообще). Всё это возможно потому что Меглин, в силу целого ряда травмирующих событий прошлого, и сам по сути является... ну Вы поняли.

Есения же по началу является его полной противоположностью. Вообще во всём. Начиная от отношения к жизни, к работе, заканчивая возрастом и мотивацией. Ею движет благородный мотив. Она жаждет найти злодея убившего её мать, считает что Меглин способен ей в этом помочь а её отец, Андрей Стеклов полковник юстиции, просто сдался и прекратил поиски. Однако по мере продвижения сюжета она начинает перенимать многие особенности не только поведения, но и мышления, логику и отношение к реальности своего наставника. Более того, она начинает испытывать к нему подлинные романтические чувства (Меглин лишь цинично шутит над её тщательно скрываемой симпатией и очень долго удерживает на расстоянии), чем сильно заставляет нервничать отца и двух влюблённых в неё однокурсников, следователей Евгения (эдакий "плохой мальчик", мажор, периодически используется ею для... приятного времяпрепровождения, но не более) и Александра (условный "хороший и правильный мальчик", её вожделеющий но полностью ею игнорируемый). Отец вообще с самого начала настроен категорически против её стажировки у Меглина, мотивируя это тем что он прекрасно его знает. Однако отец многого недоговаривает своей дочери.

Дело в том что и он и Меглин когда-то работали вместе и прекрасно в курсе того что именно случилось с Ольгой Берестовой (матерью Есении). Но по каким-то причинам Андрей Сергеевич не хочет чтобы дочь разбиралась в этой истории и тайно этому препятствует. Ну а Меглин, в свою очередь, отмалчивается, желая чтобы Есения сама добралась до сути и подкидывает ей новые зацепки, разжигая её интерес и подстёгивая поиски. Ситуация не находит разрешения до самого конца и держит в напряжении. Впрочем сюжет делает достаточно намёков чтобы внимательный зритель сам догадался о том что именно случилось с Ольгой Берестовой.

Сериал действительно получился захватывающим. Смотреть можно (и нужно) запоем. Потрясающий сюжет, качество сьёмки, саундтрек, актёрская игра, идеальный кастинг... Всё на уровне. Да огрехи есть. На мой взгляд очень много чисто голливудских допущений да и правоохранительная система, в плане того как она представлена, больше напоминает какой-нибудь NYPD нежели наше отечественное МВД. Так же наличие на службе в полиции человека с явными и известными руководству (Меглину к примеру пистолет не выдают, но он сам огнестрел не уважает и предпочитает пользоваться в случае необходимости старым складным ножом, ибо у него с ним "связано много воспоминаний") психическим отклонениями в реальности не представлялось бы возможным. Но не будем забывать что мы смотрим художественный фильм. В конце концов когда тебя захватывает сама история ты уже не обращаешь внимания на такие мелочи. Правда, а собственно как всегда, есть одно "но"...

Всё вышесказанное в полной мере относится только к первому сезону. Продолжение же, вышедшее на свет в 2020 году, проигрывает по всем статьям. Не смотря на то что серий стало больше (14 против 10 в первом сезоне), содержимого в них стало меньше. Если раньше работала формула "одна серия - один злодей" (благодаря чему сериал смотрелся динамично и был насыщен событиями), то теперь на поиски негодяя отводится целых две. Основной сюжет, с натянутым за уши главным злодеем (тем самым ТМНП, который вроде как был обезврежен в первом сезоне), и раньше не претендовал на реализм, но тем не менее приняв условности и собирательность образов можно было в теории предположить возможность аналогичных событий в реальности, в это верилось.

Сейчас же мало того что сюжет вообще уехал в какую-то фантастику, так он ещё и постоянно вступает в логическое противоречие с первой частью. Подача и антураж стали окончательно пародировать какой-нибудь Netflix, что в декорациях нашей российской действительности смотрится совершенно инородно и нелепо. Полюбившиеся персонажи превратились в совершенно других людей (Меглина из сумрачного гения с налётом сумасшествия превратили в откровенного дурачка на привязи) а злодеи, ранее продуманные и с внятной мотивацией, стали картонными. Вместо их проработки и раскрытия был сделан акцент на... скажем так, мясной составляющей и откровенной порнографии. Нет, определённая сексуальная составляющая (в том числе и насилие) была и в первом сезоне. Но там она смотрелась к месту и её наличие было оправдано и логично сочеталось с историей. Во втором же складывается что этих элементов накидали "чтоб было", да побольше, и не важно к месту это или нет.

На примере первого сезона было заметно что над каждым элементом, над каждой сценой, была проделана серьёзная работа. Во втором сезоне всё это было забыто и во главу угла была поставлена зрелищность. Первый я обязательно рекомендую к просмотру, второй - на свой страх и риск. Впечатление однозначно будет испорчено.

Со всем уважением, искренне Ваш, Иван-дурак.

Наша группа в ВКонтакте: https://vk.com/ivanthefoolsward