Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Человек в железной маске

Д'Каприо и четыре мушкетера. Исторические приключения от сценариста "Храброго сердца". (The Man in the Iron Mask, 1998, США/Франция) Это после того, как мы с моим оскароносным ровесником Леонардом Георгиевичем ДиКаприо доросли до седых волос, не верится, что когда-то он мог играть и халтурно. А порой даже тошнотворно.
Однако да, бывало и такое. Доказательство сему вопиющему факту: свою единственную "Золотую малину" (из двух номинаций на нее) Георгич заработал именно в картине Рэндала Уоллеса ("Мы были солдатами", "Чемпион"; сцен. "Храброго сердца", "Перл-Харбора"). Заработал абсолютно заслуженно и без балды. Ибо взаправду "постарался" - смотреть без фейспалма на глазах на леонардовы ужимки в роли короля Людовика XIV попросту нельзя.
Как сказал бы в данном случае старик-Шекспир: Дюма на оба ваших дома! Тем не менее участие суперзвезды "Титаника" в многозвездном, будто добрый коньяк, "Человеке в железной маске" сделало свое благородное дело.
Благодаря любимцу всех титаникофилов, недоро
Оглавление

Д'Каприо и четыре мушкетера. Исторические приключения от сценариста "Храброго сердца".

(The Man in the Iron Mask, 1998, США/Франция)

Это после того, как мы с моим оскароносным ровесником Леонардом Георгиевичем ДиКаприо доросли до седых волос, не верится, что когда-то он мог играть и халтурно. А порой даже тошнотворно.
Однако да, бывало и такое.

Ишь, разошелся пацанчик! Боярского на него нет, карамба, тысяча чертей!
Ишь, разошелся пацанчик! Боярского на него нет, карамба, тысяча чертей!

Доказательство сему вопиющему факту: свою единственную "Золотую малину" (из двух номинаций на нее) Георгич заработал именно в картине Рэндала Уоллеса ("Мы были солдатами", "Чемпион"; сцен. "Храброго сердца", "Перл-Харбора"). Заработал абсолютно заслуженно и без балды. Ибо взаправду "постарался" - смотреть без фейспалма на глазах на леонардовы ужимки в роли короля Людовика XIV попросту нельзя.
Как сказал бы в данном случае старик-Шекспир: Дюма на оба ваших дома!

Тем не менее участие суперзвезды "Титаника" в многозвездном, будто добрый коньяк, "Человеке в железной маске" сделало свое благородное дело.
Благодаря любимцу всех титаникофилов, недорогая (с бюджетом 35 млн. $) лента прошла по мировым экранам с почти 6-кратной выручкой. Что для исторической "костюмированной" драмы той поры - отличное достижение. Благо и сам этот жанр переживал в 90-х ("Три мушкетера", "Елизавета", "Влюбленный Шекспир", "Гамлет", "Честная куртизанка" и др.) подъем перед грядущим пикированием на коммерческое дно в 21 веке.

А, понял! Да это же вариант мема "Свидетель из Фрязино" во французских реалиях 17 века!
А, понял! Да это же вариант мема "Свидетель из Фрязино" во французских реалиях 17 века!

Сюжетная основа "Человека..." - эпичнейшее произведение Дюма в трех томах "Виконт де Бражелон"; к примеру, последнее его издание в России насчитывает суммарно порядка 2000 страниц. Которое - ну прям "матрешка", - само по себе является третьей историей в трилогии о Мушкетерах.
Что, впрочем, по старой голливудской традиции не значит ровным счетом ничего. Ведь от литературного оригинала здесь остались лишь рожки, ножки, да пара клочьев шерсти. Ну и пригоршня "козьих шариков" - тот самый Людовик ХIV в исполнении Леонардо.

Итак, на нас сквозит с экрана вторая половина 17 века - эпоха правления вышеназванного ДиКаприо I Золото-малинового.
Минуло 30 лет с тех пор, как под "тремя мушкетерами" и "одним дыртаньяном" скрипело потертое седло им. Боярского. Поэтому теперь они - солидные мужики, занятые взрослыми делами. Д’Артаньян дослужился аж до капитана королевских
полотёрмушкетёров, Портос - до директора одного очень публичного дома, Арамис - до большой церковной шишки, а Атос... хм...
Мсье - козлопас?

Да, Атос в плане солидности подкачал: копошится у себя на ферме, а на "государевой" службе за него отдувается сын Рауль. Который тоже рвется в мушкетеры и заодно подбивает клинья к раскрасавице Кристине. Королевской фрейлине, но порядочной девушке, в отличие от тех же тружениц портосовой "криптофермы".
Короче говоря, жизнь хоть не бурлит, но течёт, и в принципе никто не жалуется. Разве только втихаря и понарошку.

Не обольщайтесь, девушки - наверняка попартосит и бросит.
Не обольщайтесь, девушки - наверняка попартосит и бросит.

Однако не все коту масленица, бабушке - Юрьев день, козе - баян, а мушкетерам - красавицы, кубки и пора-пора-порадуемся.
Надо ж так случиться, что на Кристину вдруг положило игривый глаз аж само Его Величество. После чего указало ей на свою монаршую койку и недвусмысленно подмигнуло.
Но не тут-то было - мамзель ответила "пардон" и не согласилась! А в качестве отмазки она возьми да простодушно ляпни: мол у нее уже есть жених, поэтому король безнадежно опоздал, даром что он похож на легендарного утопленника с "Титаника".
Больша-а-ая ошибка, милочка!

Поэтому, не успел Рауль Атосович предложить Кристине руку, сердце и титул графини де Ля Фер, как он уже вжух! - геройствовал где-то на фронтах Испании. Само собой - недолго и вскоре догеройствовал намертво, на что, собственно, и был циничный королевский расчет.
И вот уже Людовик скорбит вместе с Кристиной о ее утрате, утешая бедняжку у себя в объятьях. А затем - и в той самой койке, которую она столь безрассудно отвергла с первого подката.

Одного не учло Его Величество в своей коварно-лирической стратегии. Того, что фермер де Ля Фер-старший от такого вероломства отложит в сторону вилы и снова возьмется за шпагу. Только теперь нацелит ее острие уже не на врагов короля, а на него самого. При поддержке своих корешей, естественно, хотя они, - что тоже естественно, - не сразу отважились пойти на столь революционную дерзость.

Художник Дюма-Кэмеронов. "Ему нужны твои плюмаж, шпага и королевский титул!". Холст; тормозная жидкость; аста ла виста, бэби.
Художник Дюма-Кэмеронов. "Ему нужны твои плюмаж, шпага и королевский титул!". Холст; тормозная жидкость; аста ла виста, бэби.

Само собой, поначалу они нацелят шпаги на короля лишь фигурально. А буквально решат освободить из Бастилии загадочного человека в железной маске - такой жестокой, что в ней даже нос не почесать, не говоря о том, чтобы помыться-побриться-высморкаться.
Тем не менее, сказывают, будто на лицо этот узник был ну один-в-один
Георгич Людовик XIV, можете себе вообразить! А раз так, то какой заговорщик упустит шанс скинуть втихушку с трона постылого тирана и заменить его двойником? Главное, перед этим научить дублера, как не "спалиться", выдавая себя за монарха. А это ой как непросто, если верить фильму "Иван Васильевич меняет профессию"...

***

В общем, согласен: немного старомодно-романтическое кино по меркам 2020-х, да и ДиКаприо в нем, к сожалению, в антиударе.
И тем не менее, если вы разогреете себя до нужного ностальгического градуса, то и сегодня можете пересмотреть "Человека в железной маске" себе в удовольствие. Почему нет? Тем паче кроме Лёньчика тут есть еще целый ансамбль прекрасных европейских актеров и они, в отличие от этого понтового (в те годы) американца, работают по-честному, в поте лица.

Трейлер фильма (рейтинг 16+)