Прошел еще один учебный год, в котором у меня появилось много новых учеников, и в очередной раз я убедилась, что не способных к иностранному языку детей нет – есть только нерадивые родители.
Вот, сидит перед экраном или в кабинете малыш неполных семи лет: он, как все его ровесники, любит смотреть мультики и играть в телефон. А еще он учит английский так, словно вспоминает. Ему все дается легко: слова запоминаются, читаются, фразы строятся, наши короткие диалоги на английском складываются сами-собой…и он такой не единственный…большинство моих учеников поразительно талантливы в обучении. Но есть и те, у кого прогресс ползет еле-еле, занятия проходят тяжело, все быстро забывается, и так и хочется сказать: ну нет у ребенка данных к иностранному языку.
Я бы так и думала, если бы не наблюдала одну интересную закономерность:
Первое. Расстановка приоритетов.
Умные и талантливые дети странным образом никогда не пропускают занятия – ни мой английский язык, ни свои спортивные тренировки, ни танцы, ни дополнительную математику, ничего не пропускают из того, что развивает мозг и тело.
Думаете, эти дети лишены развлечений и все время учатся, не видя детства? Как бы не так! Цирк или театр – обязательно, к бабушке в гости – конечно, на день рождения к другу – само собой…только не вместо занятий. Каждый раз, когда у моих «талантливых» учеников намечается какое-нибудь развлекательное мероприятие, их родители просят меня занятие перенести на другое время или день, чтобы оно не было просто пропущено.
А вот родители медленных в обучении детей ведут себя совершенно по-другому: они ставят в приоритет развлечения, как правило многочисленные. Отмена занятия, потому что «мы решили в кино пойти» для таких родителей дело самое любимое, и, конечно же, распространяющееся на все, чем занимаются их дети, помимо хождения в школу. Именно «хождения», потому что школьные домашние задания тоже попадают под раздачу, если «нужно идти в кино».
Второе.
Домашние задания.
Удивительно, но живущие, как правило, интенсивной жизнью «умные и талантливые» дети, всегда готовы к уроку. Сколько им не задашь, и какой бы ложности не были задания, они их выполняют. И тут снова не обходится без родителей – они всегда контролируют этот момент, всегда напоминают детям про уроки по английскому и всегда готовы помочь с технической частью (я использую множество цифровых образовательных платформ). Откуда я об этом знаю? Просто эти родители также всегда сообщают мне заранее, если случилось что-то непредвиденное, и ребенок придет на урок без домашнего задания.
А вот медленные в обучении дети домашку делают в крайних случаях. Родители таких детей всегда очень заняты, чтобы проконтролировать этот момент. А если оповестить их о том, что ребенок снова не сделал заданное, в ответ обязательно прилетит что-нибудь типа: «да, мы / они в кино ходили / к бабушке ездили» и не было возможности позаниматься». Ну, естественно.
К сожалению, эти же родители потом жалуются на своих детей, что, мол, совсем они учиться не хотят, в школу ходить не хотят, и ничего им, кроме компьютера, не интересно.
Вывод очевиднее некуда, но я его все-же сделаю: умные и талантливые дети – результат воспитания и главенствующих в семье ценностей. Умные и талантливые дети это, прежде всего, ответственные и серьезные родители. И когда я с большим удовольствием работаю с такими детьми, я каждый раз мысленно их родителей благодарю.