Итак, 15 июля 1410 г. На поле меж Грюнвальдом и Танненбергом (он же Стембарк) собрались две крупные армии с явным намерением выбить всю дурь из противника. Надо сказать, что место для битвы было весьма неудобным: и без того небольшое поле было покрыто высокими холмами, а по краям окружено лесом. До кучи еще с одного края протекала река, за которой союзники разбили свой лагерь.
Польско-литовское войско выстроилось в три линии с тем, чтоб иметь возможность вводить хоругви в бой постепенно, смотря по ситуации. На правом фланге встали литовско-русские полки Витовта, левый заняли польские рыцари, а все прочие силы под началом короля Ягайло образовали центр. Немного подумав, Великий магистр также построил три линии, взяв командование над третьей - резервной. Напротив явно более слабого литовского фланга были выставлены отборные кавалерийские части во главе с маршалом Фридрихом фон Валленродом. Второй фланг возглавил великий комтур Куно фон Лихтенштейн. Будучи в меньшинстве, крестоносцы были вынуждены несколько развернуть фланг фон Лихтенштейна назад, чтоб избежать опасности окружения. Тем не менее, даже так Орден все еще имел серьезные шансы на победу, ибо задоспешены братья-рыцари были очень серьезно, и в лобовом столкновении им мало кто мог противостоять.
Битва началась примерно в 9 утра с артиллерийского обстрела позиций союзников. Не желая торчать под огнем, Витовт бросил в бой татар, за которыми ломанулись легкие литовские всадники. Примерно час рыцари фон Валленрода рубились с нападающими, пока не перемололи практически всех. Видя, что враг ему не ровня, маршал скомандовал атаку и моментально опрокинул всех, кто попался ему на пути. А дальше... дальше произошел совершенно идиотский эпизод, который по большому счету и решил исход сражения. Погнав разбитые хоругви за реку, тевтонцы левого фланга, видимо, сочли, что битва уже выиграна, и кинулись грабить литовский лагерь. Вот только они забыли, что начинали бой в меньшинстве, и помимо разбитых литвинов, в поле осталось еще немало боеспособных полков. Тут Фридрих фон Валленрод и кончился вместе почти со всей своей конницей.
Примерно в тот момент, когда Валленрод повел в последнюю атаку своих мертвецов, началась свалка между польскими полками и штандартами Куно фон Лихтенштейна (надо заметить, что несколько маршальских хоругвей не стали участвовать в самоубийстве, и присоединились к лихтенштейнову флангу). Поскольку, как уже было сказано, поле боя оказалось весьма тесным, просто так окружить Лихтенштейна союзникам не удалось, и в адской рукопашной схватке им оставалось только медленно продавливать немцев в лоб. Достаточно сказать, что в том бою орденские войска настолько измочалили элитную краковскую хоругвь, что королевское знамя пало, и чуть не оказалось в числе тевтонских трофеев.
За всем этим побоищем наблюдал Великий магистр Ульрих фон Юнгинген со своими резервами. Сочтя, что пришло время протаранить наглых поляков, он объявил общее наступление всех своих частей и лично повел их за собой. И все могло бы закончиться страшным разгромом врагов Ордена, но тут магистру отозвалась недавняя глупость покойного маршала. Поскольку, гибель левого фланга свела на нет весь его первоначальный успех, вышло, что поляки по-прежнему имеют численное превосходство - третья линия союзной армии все еще не вступила в бой. Поэтому, дождавшись, пока крестоносцы истратят все свои резервы, Ягайло спокойно послал к ним ту самую третью линию которая совместно с остатками литовских полков и охватила орденские фланги.
Какое-то время тевтонцы еще продолжали огрызаться, но силы были явно не равны, а кольцо окружения становилось все плотнее. Некоторым удалось вырваться и бежать, но у большинства такой возможности не оказалось. В тот день погибло 205 братьев-рыцарей из 450-ти, что прибыли утром под Грюнвальд. Остались лежать на поле и лично магистр фон Юнгинген вместе с великим комтуром фон Лихтенштейном. Многие попали в плен. Те, кто успел заранее отступить, засели в укрепленном вагенбургом лагере, но и оттуда их вскоре выковыряли.
Так и закончилась крупнейшая битва восточноевропейского Средневековья. Но несмотря на страшное поражение, Тевтонский орден все еще оставался грозной силой, а союзники понесли слишком большие потери, чтоб "окончательно решить тевтонский вопрос". Столица Ордена - замок Мариенбург (он же Мальборк) так и не была взята, а само государство Ордена худо-бедно просуществовало еще до начала XVI в.,
а его рыцари еще принимали активное участие в Гуситских войнах, которые начались всего через девять лет (что характерно, памятуя о валленродовом провале, новый магистр даже принял постановление о том, что братьям-рыцарям строжайше запрещается покидать строй штандарта без разрешения). Тем не менее, по заключенному уже в 1411 г. Торуньскому миру столь вожделенная обеими сторонами Жемайтия перешла Великому Княжеству Литовскому, и Ливонское ландмейстерство так навсегда и осталось отделено от прочих тевтонских земель.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082