Еле домучила эту книгу. Да, все же Басинский во многом журналист. Это видно по названию. Кликбейт сплошной) В Дзене бы его забанили)) Ну какая же эта история тайная? Насколько я поняла, ничего нового Басинский не сказал. Никаких сенсационных открытий.
Он играет на интересе читателя того же рода, что и в тайне перевала Дятлова. Только здесь вводные данные другие: Лиза Дьяконова - девушка из купеческого рода, в начале 20 века одна из первых (или даже первая) поступила на юридический факультет Сорбонны. Это было большим достижением.
Но главная интрига совсем не в этом. А в том, как закончилась ее жизнь. Лизу нашли в тирольских горах, рядом с деревушкой, куда она приехала к родственникам. Девушка была совершенно обнаженной, рядом лежал сверток с одеждой. Из повреждений - только переломы ног. Что это было и как она дошла до жизни такой? В этом почему-то решил разобраться Басинский, который специализируется, в основном, на исследовании жизни Льва Толстого.
Интрига №2: Лиза вела дневник. Не простой, частично она хотела его издать в будущем. "Дневник русской женщины". Что и было сделано ее братом. Она была не простой и далеко не типичной русской женщиной. Не вышла замуж, сделала все возможное и невозможное, чтобы получить образование. Была очень одинокой, с кучей проблем, возможно, психиатрического характера. Во всяком случае, проходила лечение и была влюблена в психиатра. Но это тоже не такая типичная история, как может показаться.
Басинский скрупулезно препарирует дневник Дьяконовой, пытаясь докопаться до сути. По-моему, это невозможно сделать. По-хорошему, надо бы прочитать это произведение, чтобы было что противопоставить Басинскому, но у меня пока нет желания этого делать. Но я еще по книге "Соня, уйди!" заподозрила, что женщин он не понимает. Да и сам в этом признается. Тогда зачем было так подробно разбирать дневник Дьяконовой?
Басинский упорно называет ее феминисткой. Но к этому движению она так и не присоединилась. Всегда одна, всегда сама по себе. Писатель считает, что всеми своими действиями она пыталась обратить на себя внимание. В качестве рефрена он выбрал фразу "Посмотрите на меня". И, мне кажется, снова мимо. В общем-то, каждый человек хочет выделиться, чтобы на него посмотрели.
После прочтения книги создается образ несчастной, одинокой, запутавшейся в своих желаниях и стремлениях девушки. Которая то ли поставила эффектную точку в своей судьбе, следуя традициям эпохи декаданса, то ли действительно нелепо погибла.
Единственное, что мне было интересно в этой книге - детали. Например, интересный факт: в России девушкам полагалось 1/7 часть наследства, братья же получали намного больше. Зато женщины могли распоряжаться своим имуществом, даже будучи в браке. Тогда как в "прогрессивной" Франции все принадлежало мужу.
Не сказать, чтобы эта книга была сильно интересна. Все же это не художественный роман, а, скорее, исследование. Но тем, кому книги Басинского нравятся, стоит ее прочитать. Я ее прочитала сразу после "Соня, уйди!", но история Лизы заинтересовала меня куда меньше.