Канонерский остров – прекрасное место для любителей городского пейзажа. Здесь можно понаблюдать за кораблями и водными просторами.
Остров представляет собой вытянутую полоску суши между портом и Финским заливом, находится в Кировском районе Санкт-Петербурга.
Название острова связано с тем, что здесь был полигон для обучения пальбе флотских пушкарей (пушкарь - "канонир" по-французски). При строительстве Морского торгового порта этот район утратил прежний статус.
Попасть на остров возможно только через подводный автотранспортный тоннель. Здесь делают кольцо городские автобусы: №67 идущий от Балтийского вокзала, №66 идущий от а/с Кировский завод.
Приезжающих встречает въездной знак - Кораблик, Западный скоростной диаметр и портовые краны.
Мы направляемся к парку, идти минут 10 от кольца. Проходим под ЗСД. Магистраль проходит над жилыми домами, школой и детским садом. Зрелище удручающее…
Шум от автомагистрали слышен далеко и режет ухо, потому что других звуков мегаполиса здесь нет.
В парковой части оглядываемся на архитектурное сооружение на фоне Финского залива (его будет видно и с крайней точки нашего маршрута).
Идём по дороге, заглядывая на берег.
Пейзаж не меняется. Дорога то сужается, то расширяется. Никаких оборудованных тропинок, информационных стендов, лавочек здесь нет. Небольшая лесополоса и только.
Лесополоса сменяется пустырём.
Выходим на видовые точки на берегу.
Проходим заболоченный берег.
И выходим к дамбе. По ней идёт утоптанная дорожка. Местами путь проходит по камням и наблюдаются остатки мощёных булыжником скатов.
Слева Морской канал и доки Судоремонтного завода с множеством портовых кранов. И канал, и завод построены в 80-е годы XIX века.
Справа заболоченный берег Финского залива.
Двигаемся по дамбе Морского канала. Морской канал служит для прохода морских судов в Торговый порт.
Руководил строительством Михаил Иванович Путилов, имя которого носит набережная. Это он предложил построить порт на левом берегу Невы, объединив морской, речной и железнодорожный транспорт.
При строительстве частично было использовано русло речки Батарейка, протекающей в этом месте. Дамба высотой около четырёх с половиной метров построена, чтобы уберечь канал от нагонной волны и заиливания дна.
На крайней точке дамбы открывается великолепный вид: на порт, на ближайшие острова, на Невскую губу и Северную столицу.
А слева в порту стела «Ленинград», встречающая заходящие суда. Её можно сфотографировать только под углом или с обратной стороны.
На мысу у нас продолжительный привал. Можно посидеть в задумчивости глядя на волны или всматриваться вслед уходящих судов, а можно просто любоваться видами на противоположном берегу.
Обратно идём по косе той же дорогой. Когда заканчивается дамба, продолжаем идти вдоль Морского канала.
Вот местное озеро. На самом деле док-шлюз для строительства погружных секций тоннеля, ведущего на остров.
Направляемся к Путиловской набережной, которая имеет довольно печальный вид и требует ремонта. Местные жители помнят, как здесь швартовались корабли. Когда-то жизнь кипела… сейчас царит запустение.
Глядя на Морской канал и не скажешь, что на глубине проносятся автомобили. По всей длине набережной виднеются краны.
Проходим под ЗСД.
В сквере памятник погибшим канонерцам. В память о воинах, тружениках, блокадниках. В годы ВОВ вся деятельность предприятий острова и морского порта была направлена для решения военных нужд.
Недалеко от автобусного кольца яркое, выделяющееся здание детского сада. Непонятно только, почему дошкольное учреждение находится прямо под ЗСД.
Остров оставил двоякое впечатление. С одной стороны, заброшенность дамбы, неухоженность парка, а с другой, «окно в Европу» - Большой порт Санкт-Петербурга. Контрастность.
Вернуться сюда всё-таки хочется. Говорят, на дамбе можно увидеть красивейшие закаты. Возможно выберусь как-нибудь ещё.
Так выглядел наш маршрут.