Если дать этому обстоятельству некоторую расшифровку, то можно сказать, что любая наша мысль становится записью в невидимом пространстве мирового эфира и выстраивает дорогу в наше будущее. Оно есть не только у каждого конкретного человека, есть оно и у целой страны, жизнь которой всегда неразрывно связано с традиционными узами прошлого. Только с учётом этих связей можно смело строить своё будущее.
Когда в своём выступлении на эфире у В. Соловьёва Яков Кедми (еврей) стал говорить о жизни нашей страны, он говорил именно об этом условии, – мы (русские) перестали учитывать свою традицию, а без неё нам не устоять.
- Вы (Россия) живёте по чужим законам. Вы поставлены ими (коллективным Западом) вне закона, а пытаетесь жить по их законам, и ничего тогда не получится, – вы должны жить по-другому.
Согласитесь, здесь Кедми безусловно прав, тем более, что если мы хотим сказать миру последнее слово правды и противопоставить его мировому вселенскому злу, то жить по их законам нельзя, как нельзя выстраивать и свою политику с оглядкой на их образ жизни.
- Чтобы такие изменения произошли, нам нужно вернуться к своему образу жизни и традиции, которая начиналась с истории политико-правовой мысли уже в ХI веке. И было это «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона.
Хочется напомнить всем, кто хоть каким-то образом стремится участвовать в преображении нашей страны на основах её традиции, в каком направлении двигалась политическая мысль тогда и какие проблемы решались.
Так вот, уже в то время, когда просвещение на Руси шло полным ходом и развивалось книгопечатание, ставились вопросы: о происхождении государства, возникновении правящей династии (элиты), единства и суверенности верховной власти, наилучшей формы правления. Более того, рассматривался вопрос и о возможности, вплоть до необходимости ограничения верховной власти Великого князя совещательным органом.
Важным было взаимоотношение между светской и духовной властью, решались вопросы, связанные с понятием право, закон, истина. Уже тогда вырабатывалась и юридическая терминология, используемая впоследствии для формирования традиционной национальной культуры в политике.
Когда митрополит Илларион написал свой трактат «Слово о Законе и Благодати», он рассматривался как церковно-учительное произведение, но потом стало ясно, что это произведение о политике государства.
Интересно, что митрополит не разделял законы на Божественные и человеческие, а постижение человеком Истины связывалось им с фактом достижения Благодати, которая становилась неким абсолютным идеалом совершенства.
«Религиозный статус выражается здесь в том, что Истиной объявляется Христос и его учение, изложенное в Новом Завете, познание и усвоение которого предоставляет возможность в качестве оценочных критериев всех действий и ситуаций использовать нравственно-этический идеал христианства, сформулированный в заповедях-запретах и заповедях-велениях, определяющих модель поведения христианина в мире, а также в заповедях Блаженства, требующих высокого-нравственного совершенства». (И.А. Исаев, Н.М. Золотухина, «История политических и правовых учений России XI – XX вв.)
Много ещё, что можно сказать о содержании политической мысли древней Руси, которую начал развивать и утверждал митрополит Илларион, но наша задача должна сводиться к тому, чтобы из этого первоначала выделить его идейную основу - главную мысль, без которой никакое строительство в России современной будет невозможно.