Найти в Дзене
Записки театралки

Лучшие версии романа Шодерло де Лакло "Опасные связи".

Опасные связи (Франция,драма, 1959, режиссер Роже Вадим). В гл.ролях: Жерар Филип,Жанна Моро и Жан-Луи Трентиньян. Жюльетта и Вальмон — супружеская пара со сложными отношениями. Они ищут в жизни острых ощущений и волнений, поэтому отношения на стороне для супругов обычное дело, а приобретённым сексуальным опытом они делятся друг с другом. У них лишь одно табу: никогда не влюбляться в объекты сексуальных опытов. Но однажды Вальмон нарушает правило, влюбившись в девушку, встреченную на лыжном курорте. Роже Вадим весьма бережно обошелся с литературным оригиналом, последовательно перенеся сюжетные хитросплетения на экран, вдобавок к тому с кажущейся лёгкостью сумев передать дух романа. Умело пробалансировав между его эротической составляющей и моралью, режиссеру удалось не скатиться, с одной стороны, к пошлости, с другой – к тоскливой поучительности. Можно расценивать этот фильм как самостоятельное произведение, как шедевр французской новой волны, как предвестника сексуальной революции 19
Оглавление

Опасные связи (Франция,драма, 1959, режиссер Роже Вадим).

В гл.ролях: Жерар Филип,Жанна Моро и Жан-Луи Трентиньян.

Жюльетта и Вальмон — супружеская пара со сложными отношениями. Они ищут в жизни острых ощущений и волнений, поэтому отношения на стороне для супругов обычное дело, а приобретённым сексуальным опытом они делятся друг с другом. У них лишь одно табу: никогда не влюбляться в объекты сексуальных опытов. Но однажды Вальмон нарушает правило, влюбившись в девушку, встреченную на лыжном курорте.

Роже Вадим весьма бережно обошелся с литературным оригиналом, последовательно перенеся сюжетные хитросплетения на экран, вдобавок к тому с кажущейся лёгкостью сумев передать дух романа. Умело пробалансировав между его эротической составляющей и моралью, режиссеру удалось не скатиться, с одной стороны, к пошлости, с другой – к тоскливой поучительности. Можно расценивать этот фильм как самостоятельное произведение, как шедевр французской новой волны, как предвестника сексуальной революции 1970-х. Режиссер органично сочетает литературную основу эпохи рококо со своим уникальным авторским стилем автора эпохи постмодернизма, умудрившись, например, потрясающе поставить финальную сцену из романа с участием Вальмона и Дансени в окружении живых джазовых исполнителей, до бела накаляющих атмосферу своей музыкой. Аналогичный приём используется у Вадима в финале его «И Бог создал женщину» с Бриджит Бардо.

Опасные связи (драма Стивена Фрирза, США-Великобритания, 1988 год).

В гл. ролях: Джон Малкович, Гленн Клоуз, Мишель Пффайфер, Ума Турман, Киану Ривз).

Это экранизация не самого романа, а пьесы Кристофера Хэмптона, созданной по его мотивам. Однако, как ни странно, именно это лучше всего и передало суть книги, перенеся действие именно в описываемые там времена Людовика XV.

Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон плетут сети, чтобы совратить юную Сесиль Воланж, невесту их врага. Параллельно Вальмон влюбляется в мадам де Турвель и с помощью хитрых манёвров пытается завоевать её. Несмотря на то, что Турвель отвечает ему взаимностью, маркиза де Мертей расстраивает их связь и натравливает шевалье Дансени на Вальмона. Последний погибает на дуэли. Маркиза внезапно подвергается порицанию высшим обществом, когда все узнают, что именно она стала зачинщицей скандала.

Псевдодемоническая и весьма прямолинейная версия...

Такая английская, слегка тяжеловесная, насквозь пропахшая затхлыми смятыми простынями и размазанными белилами... История, где Вальмона Джона Малковича с застывшим лицом сатира ждала столь очевидная расплата за все его циничные грехи (эдакий вариант моцартовского Дон Жуана), только каменная десница судьбы явилась в виде юной версии виконта - шевалье Дансени.

Фильм получил три "Оскара": за лучшие костюмы, декорации и адаптированный сценарий. Также среди наград 2 премии BAFTA (за женскую роль второго плана и адаптированный сценарий), премия "Сезар" за лучший зарубежный фильм.

"Вальмон" (драма, Великобритания - США, 1989, реж.Милош Форман).

В гл.ролях: Аннетт Беннинг, Колин Фёрт, Мэг Тилли.

Сюжет фильма почти не расходится с романом, разве что действие перенесли на полвека назад, в начало 18 столетия.

«Вальмон», снятый в усадьбе Ла Мот Тийи и в садах Версаля, вышел в прокат меньше чем через год после триумфа "Опасных связей" Стивена Фрирза и был довольно прохладно принят критикой и зрителями. Справедливости ради стоит сказать, что фильм получился слишком приличным для экранизации романа де Лакло, что повредило смысловой нагрузке фильма и раскрытию образов персонажей.

Но всё же Форман оказался хорош, точен и проницателен, акцентируя внимание романа не на «преступлении и наказании», а на том, что «Опасные связи» все еще актуальны, и что как ни крути, в мире мужчин женщины всегда будут лидировать на поле битвы, где сходятся разум и чувство. Безусловно, главная интрига этой истории в интеллектуально-чувственном противостоянии Вальмона и мадам де Мертей, но когда картами в игре становятся чувства других людей, то всегда крайне сложно предсказать, как брошенное украдкой слово может потом отрикошетить. Здесь нет ни одного персонажа, который бы вышел из истории неизменным или не «подстреленным» в самую уязвимую точку своей натуры. Аннет Беннинг в роли маркизы де Мертей во всем великолепии своей красоты и изящества столь безупречно и актерски умно проводит всю партию с момента ее женского триумфа до осознания того, что когда заключаешь пари, чтобы разбить чье-то сердце, то в виде выигрыша можешь получить разбитым и свое собственное. Но в мадам нет раскаянья или тоски, она просто ждет следующую жертву! (Это, конечно, не слишком соответствует оригиналу романа, но и фильм не предполагает излишнего драматизирования).

"Жестокие игры" (1999 год, молодёжная драма, реж.Роджер Крэмбл)

В гл.ролях: Райан Филипп, Сара Мишель Геллар, Риз Уизерспун.

Действие перенесено в Америку конца 1990-х. Себастиан Вальмонт и его сводная сестра Кэтрин Мёртей — представители "золотой молодёжи" Нью-Йорка. Однажды он знакомится с Аннетт Хэнгроув, дочерью директора их колледжа, известной своими высокими моральными принципами. Кэтрин предлагает ему пари: если он соблазнит Аннетт, то сможет претендовать на благосклонность Кэтрин, иначе он отдаст ей свою машину. С помощью общего знакомого юноша входит в доверие к Аннетт и соблазняет её...

Роджер Эберт, известный кинокритик Chicago Sun-Times, в своей рецензии дал фильму три звезды из четырёх, заявив, что он получился умным и беспощадным, в лучших традициях оригинального романа. Фильм имел большой коммерческий успех, собрав в первый уикенд более тринадцати миллионов долларов. Фильм был выпущен в 2312 кинотеатрах и собрал 76,3 миллионов долларов во всем мире при бюджете в 10,5 миллионов долларов.

Речь в этом фильме идет не о добре и зле, не о добродетели и пороке и даже не о неком бесчеловечном и жестком пари пресыщенных интеллектуалов, а о соревновании циничных американских подростков за право верховодить в престижной школе.

Если в романе госпожа де Турвель полна искренней веры в христианские традиции, на которых основывается ее семейная жизнь, то героиня “Жестоких игр” Аннет не имеет ни высоких принципов, ни возвышенных идеалов. Целомудрие здесь не добродетель, а одно из правил здорового образа жизни девочки-подростка. Героиня Риз Уизерспун по факту оказывается ничуть не менее лживой и циничной чем Кэтрин и Себастиан.

В финале Себастьян погибает, Кэтрин разоблачена и опозорена. А Аннет мчится по шоссе на дорогом автомобиле — она победила, ей никого не жаль.

Дважды в фильме упоминается о Боге. Первый раз Кэтрин говорит, что, когда видит соблазн, обращается к Богу и он помогает ей. Но это лицемерие: в большом кресте на шее Кэтрин хранит кокаин, который и поддерживает ее в трудные минуты. Второй раз эта же фраза звучит из уст Аннет, когда она застает в туалете посрамленную и уничтоженную Кэтрин. Но самого Бога, как это очевидно, нет ни в том, ни другом случае....

Версия Роджера Крэмбла, при всей кажущейся попсовости и легковесности, является едкой сатирой на современное общество, в котором нет места ни любви, ни свободе, ни искренности. Где доброта, порядочность, чистота, человеческая душа, любовь обесценены и сведены к обязательному набору мнимых моральных ценностей, необходимых лишь для процветания и места в обществе.

Театр так же не обошёл вниманием роман де Лакло. О сценических версиях "Опасных связей" расскажу позже. Пока же приглашаю вас 23 сентября в 19.00 в ФЦ Москва, где пройдет мюзикл Глеба Матвейчука "Опасные связи".

Билеты: https://moscowfc.ru/performances/opasnye-svyazi-/

Ждем ваших голосов за мюзикл "Пушкин. Охотник за сказками" на сайте премии "Звезда театрала": https://teatral-online.ru/star/longlist/

Понравилась статья? Подпишись и ставь лайк.

Статью подготовила Екатерина Кутузова.

Фото: Сергей Журавлёв, Екатерина Шторм, Наталья Даниловцева и Александр Утюпин.

#культура #театр #мюзиклы #кино #досуг #чтосмотреть #фильм #искусство #кудапойтивмоскве #Опасные связи