Найти в Дзене

Данила Гуреев: "Конструкция и деконструкция однополярного мира"

https://orientalreview.org/wp-content/uploads/2020/04/Multipolarity-1536x772.jpg
https://orientalreview.org/wp-content/uploads/2020/04/Multipolarity-1536x772.jpg

В теории международных отношений существует такой термин как «баланс сил», означающий распределение сил влияния стран в мировой геополитике. И так всегда складывалось, что одна страна как геополитический игрок возвышалась над другими, утверждая гегемонию в принятии международных решений. В разное время это была Римская, Испанская и Английская империи. Фактически все политические решения или политические конфликты не обходились без прямого или косвенного вмешательства страны-гегемона. Согласно «теории циклов», предложенной американским политологом Джорджем Модельски, подобные гегемоны рождались, развивались, достигали пика развития и затухали с периодичностью в столетие. Так, например, после Второй Мировой войны произошла смена геополитических циклов, но на этот раз в геополитическое первенство вышел не один гегемон, а сразу два – СССР и США. Естественно, что властью делиться не очень хочется и один гегемон старался подавить другого всеми возможными способами. Прямое столкновение между двумя сверхдержавами было невозможно из-за наличия ядерного арсенала у каждой из сторон, поэтому «конфликт» перешел на периферию, если точнее за сферы влияния на территории всего мира. Именно тут и появился термин биполярный мир.

Эпоха биполярного мира не продлилась долго относительно теории циклов. Время в геополитических рамках ускорилось и цикл продлился не 100 лет, а 43 года (с 1946 по 1989 год). После распада Советского союза сформировался новый миропорядок, который получил название однополярный. Трудно сказать кто вообще придумал термин «однополярный», но в основу для описательной базы нового мироустройства легло произведение Френсиса Фукуямы «Конец истории» или в оригинале «The End of History». В своем научном труде Фукуяма рассуждает, что США как геополитический игрок и главенствующая в ней идеология либерализма победила всех своих ключевых оппонентов в лице нацизма и коммунизма и теперь наступит эра мира и процветания под протекторатом США. Теперь весь мир – это зона влияния США. Однако проблемы у однополярного мира появились практически сразу. Несмотря на то, что большая часть стран в мире признала главенство США, были такие страны, которые так или иначе хотели проводить суверенную политику. Как итог, количество воин и вооружённых конфликтов не просто не уменьшилось, а лишь возросло. Да и сама идеология либерализма, не имея внешних оппонентов начала искать их внутри. Так, либерализм, который всегда ставил во главу угла человеческую свободу, начал насильственную борьбу с теми, кто не желает быть свободным, человек теперь был обязан быть «свободен» в своей максимальной ипостаси. Отсюда и получили развитие идеи феминизма, борьбы за сексуальные права, многогендерности и свободы в употреблении наркотических препаратов. Естественно, такая позиция не понравилась странам с более консервативными взглядами, а таких стран в мире большинство. Однако прямого противостояния или даже открытого осуждения ни в 1990-е, ни в первой половине 2000-х никем обозначено не было. Концепция однополярного мира – это колос на глиняных ногах. Реальная, искренняя поддержу США в мире сводилась только к англосаксонскому миру. Остальной мир, так или иначе мечтал о падении колоса, но не принимал активных действий, дабы не идти в разрез с общемировыми тенденциями. Стоит отметить, что когда Модельски в теории циклов рассуждал о современности, он тоже не предсказывал долгого правления США как мирового гегемона. По его мнению, природа лидерства лежит в экономике и Китай постепенно вытеснит США с позиций лидера. К сожалению, он не дожил до наших дней и не увидел, что реальность сложилась немного иначе.

Первый камушек в разрушение однополярного мира был заложен Владимиром Путиным 10 февраля 2007 года на знаменитой Мюнхенской конференции, где президент сообщил о неприемлемости и невозможности существования однополярной модели в международных отношениях. Именно тогда Путин дал понять всему миру, что национальные интересы должны стоять во главе угла каждой страны в мире и сам мир должен строиться на поиске компромиссов для удовлетворения этих самых интересов. Одновременно с этим в научной среде появилась новая концепция - «Теория многополярного мира» за авторством А. Дугина. Согласно этой концепции, современный мир не может иметь единого гегемона, каждая страна, имеющая большую площадь с большим населением и имеющая ядерное вооружение не позволит вмешиваться в сферу собственного влияния, а следовательно она уже является гегемоном как минимум в рамках собственных границ. И как мы видим сегодня данная концепция реализуется на практике. США как мировому гегемону трудно экономически конкурировать с Китаем, многие страны уже отказались от доллара как от резервной валюты, и начавшиеся специальная военная операция на Украине показала, что Российская Федерация не позволит вмешиваться в свою зону влияния и создавать для себя экзистенциальную угрозу. Как итог, мы видим начало построения нового миропорядка, где страны будут исходить из собственных интересов, не подстраиваясь под американского покровителя. Для американцев все выглядит немного иначе. Для них, привыкших жить в концепции «The End of History» происходит страшное - их постепенно вытесняют из разных сфер геополитики. Но США добровольно ни за что не отдадут свое первенство, поэтому для них наступает новая эра, под названием – «The Return of History» – возвращение в борьбу за новой миропорядок.

Данила Гуреев, политолог, колумнист экспертного клуба "Дигория"
Данила Гуреев, политолог, колумнист экспертного клуба "Дигория"