Найти тему

Английский для пенсионеров. Московское долголетие. Золотые правила

Программа «Московское долголетие». Английский язык. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1454575/SOWFpN5DplG3YzfBk7EW0g7124/ocr
Программа «Московское долголетие». Английский язык. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1454575/SOWFpN5DplG3YzfBk7EW0g7124/ocr

Программа «Московское долголетие» привносит яркие краски в жизнь пожилых людей. Он позволяет им организовать досуг, научиться чему-нибудь новому, найти друзей.

Реализация данных проектов проходит в московских ВУЗах и центрах социальной защиты. Я как раз преподавала английский язык в одном из таких центров во время прохождения практики в своём университете.

Преподавание английского языка пожилым людям, как и представителей других возрастных групп, имеет свои особенности. В этой статье я хочу поделиться правилами, которые, на мой взгляд, эффективны в обучении пожилых людей иностранному языку.

Сначала я опишу 3 характеристики слушателей, затем по мере описания объясню правила обучения пожилых людей английскому языку и, наконец, представлю данные правила отдельным списком.

Итак, к характеристикам обучающихся относятся:

1. Большой жизненный и академический опыт. Пожилые слушатели обладают большим жизненным опытом в силу их вовлечения в многообразные бытовые, профессиональные, общественные ситуации в течение своей жизни, и благодаря данному опыту они имеют чёткую систему представлений и ценностей.

Поэтому при обучении пожилых слушателей английскому языку необходимо ответственно относиться к своей работе. Когда вы стоите в аудитории напротив пенсионеров перед доской, они видят ваши недостатки: безответственность, лень, отсутствие необходимых навыков преподавания.

Чтобы не потерять авторитет в глазах обучающихся, перед проведением занятий составьте план урока, распределите примерное время на осуществление той или иной активности, обязательно проговаривайте занятие вслух согласно составленному вами плану. Можете пригласить кого-нибудь прослушать предварительное занятие для получения объективной оценки своей деятельности. Особое внимание уделяйте речи, она не должна быть слишком тихой или громкой, содержать запинки или длительные паузы. Если вы наблюдаете в своей речи данные недостатки, отработайте ваш урок до максимального совершенства.

Следует отметить, пожилые слушатели обладают также академическим опытом - таким, как: изучение английского по определённым учебникам, телевизионным программам, в рамках языковых курсов и т. п. Внимательно выслушайте представленную вашими информацию. Подумайте, можно ли включить данные учебники, программы или их элементы в уроки. При возникновении у обучающихся вопросов об использовании того или иного средство обучения, поясните, почему вы выбрали именно этот курс, учебник или программу.

Даже если обучающиеся изучают английский впервые, они могут знать детали овладения навыками и умениями. Например, слушатели понимают, что для того чтобы научиться произносить английскую фразу, нужно не только повторять данную фразу за преподавателем, но также затранскрибировать и протонировать её.

Если вы не учитываете ту или иную деталь на уроке, вас могут попросить её отметить, поэтому перед проведением занятий повторите необходимые для овладения навыком / умением детали. Если тема вам знакома, это не повод её не закреплять, так как слушатели могут заметить ваши, пусть и незначительные ошибки, и некоторые будут сомневаться в вашей компетентности. Однако, если вы считаете, что для усвоения навыка / умения на определённом уровне не требуется учитывать всё детали, не учитывайте их всех на занятиях, но тогда вы должны объяснить, почему не принимаете во внимание данные стороны усвоения навыка / умения;

2. Неверие в свои силы. Пожилые люди оставляют рабочие места, теряют профессиональные навыки. Многие из них мало знакомы с современными технологиями, им не доступны действия, с которыми могут справиться молодые. И на мой взгляд, одной из самых весомых причин утраты пожилыми слушателями веры в именно в свои академические возможности является отсутствие в течение многих лет систематического обучения с применением регулярной оценки знаний. Всё эти факторы создают у пенсионеров ощущение собственной малозначимости, что не соответствует действительности. Конечно, пожилым людям сложно конкурировать в некоторых сферах наряду с молодежью. Однако, они обладают, как упоминалось в предыдущем пункте большим жизненным опытом, на котором мы можем поучиться.

Боллее того, на него можно опираться при подборе тем занятий. Предлагайте обучающимся разделы, связанные с их прошлым: увлечениями, общественной активностью, традициями; а также - со спором «отцов» и «детей». При таком подходе у слушателей появится высокая мотивация изучения предмета, при правильной организации уроков они уверенно будут общаться на данные темы.

Другой способ снятия неуверенности пожилых слушателей - отказ от измерения их языкового уровня на вводном занятии и от тестовых заданий на последующих уроках. В противном случае вы столкнетесь с боязнью учащихся совершить ошибку, их замкнутостью, и, как следствие с непродуктивными результатами обучения и отрицательным отношением слушателей к изучению английского языка. Откажитесь от данного способа проверки. Определить уровень знания обучающихся можно по их работе на уроках: по ответам на задания, вопросам к текущей и связанными с ней темам;

Центр социальной защиты - возможность реализации программы «Московское долголетие» Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1774026/5r2aqlwQ-eM7Amq4fj411A2719/ocr
Центр социальной защиты - возможность реализации программы «Московское долголетие» Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1774026/5r2aqlwQ-eM7Amq4fj411A2719/ocr

3. Направленность на общение. С выходом на пенсию многие пожилые люди утрачивают прежние социальные связи. Отношения с ними поддерживают только самые близкие и родные. Однако, последние часто ходят на работу, и пенсионеры чувствуют себя одинокими. Чтобы избавиться от одиночества пенсионерам необходимо расширить круг общения.

С этим им помогут справиться занятия по английскому языку. Ведь обучение иностранным языкам предполагает взаимодействие. Слушатели могут вместе разыгрывать диалоги, и, вместе с тем, лучше знакомиться друг с другом.

Если слушатели изучают английский язык с нуля и пока не могут на нём общаться, предложите им пользоваться после занятий онлайн платформой, где они могут обмениваться различной информации, например, о домашних заданиях.

Вполне возможно, что многие из них начнут делиться своими эмоциями. Мои слушатели ,несмотря на то, что я давно не веду у низ занятия, до сих пор присылают друг другу по «What's up» поздравления, смешные и душевные видео, а иногда просто желают доброго утра и хорошего настроения. Слушатели обрели друзей, и теперь они счастливы.

Таким образом, представляю правила эффективного обучения английскому языку пожилых слушателей исходя из их характеристик:

1) Большой жизненный и академический опыт:

  • Предварительно подготовьтесь к проведению занятий
  • Тщательно изучите тему урока, по которой вы планируете работать
  • Включайте курсы, программы, материалы учебников или их элементы, по которым занимались обучающиеся
  • При возникновении вопросов о выборе учебников, курсов, программ объясняйте, почему вы выбираете те или иные средства обучения

2) Неверие в свои силы

  • Предлагайте темы уроков, связанные с прошлым слушателей
  • Исключайте проверку языкового уровня и тестов на занятиях

3) Направленность на общение:

  • Включайте на уроках диалоги и другие задания, предполагающие взаимодействие
  • Предлагайте использовать онлайн-платформы после занятий для обмена информации

Если вам понравилась моя статья ставьте лайк. А также пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал, я обязательно подготовлю для вас новый интересный материал.

Желаю вам и вашим близким успехов в изучении английского языка. Лингвист-преподаватель, репетитор Валерия