Глава 12. Всякому древу своё дело
На следующий день бабушке что-то занеможилось, толи магнитные бури на солнце, толи предыдущие дни сильно активными, да деятельными у нас были.
С утра ранёшенько вроде как ещё ничего была, и печь нашу чудесную протопила, и щи с кашей в неё приставила томиться, и даже Беляну успела подоить. А я тем временем кур накормила, а потом козу в стадо провожать пошла. Прихожу, а бабуля уже лежит, тихонько охает, это чтобы меня, значит, не напугать. Смотрю дело не ладно, пришлось инициативу брать в свои руки и местного доктора вызванивать. Бабуля само собой была категорически против, полежу, говорит, малость, и снова забегаю, зачем хорошего человека от важных дел отрывать. А для меня это не аргументы и в амбулаторию я всё-таки позвонила. Фельдшер пришла довольно быстро, бойко осмотрела бабушку, послушала её, давление смерила. Высоковато говорит, надо бы таблеточку под язык и полежать смирненько. Но моя старушенция и слышать ничего не хочет. Ты, говорит, девонька, таблеточку мне оставь, я её потом схомячу! И где только словечек таких нахватала? Иди, говорит, с боженькой, небось у тебя там уже пациентов побольнее меня полный коридор насобирался. Нет, ну разве вот так можно?
Вобщем, ушла фельдшер, но перед уходом строго на строго наказала мне, чтобы я за бабулей присмотрела, и что полежать бы ей сегодня надо обязательно. В таком возрасте, говорит, о здоровье заботиться следует! Делать нечего, решили тогда мы с бабулей устроить в этот день самый настоящий выходной. Тем более во дворе дождик нудный, да мелкий моросить начал, а это знаете ли лучший повод на улицу носа не выказывать. Вот и стала я бабушкиным леченьем заниматься, да только разве с ней в этом вопросе сладишь? Бабушка никогда таблетки не признавала, у нее как известно свои взгляды на лечение, не устаёт мне повторять, что у нас есть другой, настоящий лекарь – это природа наша, вода, травы, да деревья. Потому она ту таблетку, что ей оставила фельдшер, тут же отправила в мусорное ведро. А мне велела травки с полатей достать, да чурбачок осиновый из сеней принести, он, мол, всю хворь и вытянет.
Полати – это деревянная лежанка такая, устроенная между стеной избы и русской печью под потолком. Обычно там спали дети, когда им становилось жарко на самой печке. Ну или места на печке не хватило, семьи-то в старину были большие, многодетные. Спать у нас на полатях особо некому, и потому бабуля хранит там мешочки с травами, для них самое то - сухо и тепло.
Заварила я отвар из тех травок, что бабуля затребовала, принесла из сеней чурбачок осиновый. Ладный такой чурбачок, из цельного дерева выпилен, даже кора не снята и по ней видно, что это и в самом деле Осина. Спилы аккуратно зачищены, такие гладкие, что даже можно годовые кольца посчитать. Сам чурбачок ровненький, как по заказу, без сучков и неровностей на коре. Принесла я его бабушке, а саму любопытство распирает, как, думаю, этой деревяшкой бабушка лечиться будет. Не видела я еще такого чуда. Определила я болезную мою в горнице на диване, а сама в креслице напротив с книжкой пристроилась и одним глазом поглядываю, что же бабушка с чурбаком делать будет. А бабуля отвару попила, чурбачок на подушку пристроила и легла на него. Чурбачок в аккурат под шеей оказался, между головой и плечами. И главное прямо по размеру подошел, как тут и был.
Сидеть чинно и важно у меня конечно терпения не хватило. И в самом деле ведь интересно, что происходит.
- Ну как? - спрашиваю бабулю – Помогает деревяшка?
А она хмыкает, даже таблетки, говорит, по утверждению врачей через 20-30 минут действовать начинают, а ты хочешь, чтобы сразу результат проявился.
- Так то таблетки, химия - откликаюсь я, - а тут волшебный чурбак, можно сказать почти волшебная палочка, только повесомей, пожалуй, будет. Тут бабулю смех разобрал, если, говорит, ты имеешь в виду ту палочку, что у Гарри Поттера, то сильно ошибаешься. Не удивляйтесь тому, что моя бабушка про Хогвартс и Поттера наслышана, мы - внуки бываем у неё часто и все наши интересы, увлечения она давно изучила и знает не понаслышке.
- В моём чурбаке никакой особой магии нет, - начинает разъяснять мне бабуля суть происходящего – в нём только свойства определённого дерева. Еще наши предки знали, что у каждого дерева не только лекарственные свойства имеются, из-за содержащихся в них микроэлементов, витаминов и прочего, но ещё и биоэнергетические. Причем они не только знали, но и чудесным образом использовали эту самую энергетику деревьев. Берёза, к примеру, считается женским деревом и может поделиться жизненной силой, а ещё, по поверьям, берёзки и рябинки защищают дом от нечисти, потому их возле домов всегда и садили. А вот осина - она не даёт, а забирает, потому мебель в доме из осины никогда не делали, иначе высосет она силы из тебя как пылесос. Но зато эти её свойства можно применить в другом деле, в лекарском, чтобы, значит, болячки вытягивала, да немощи разные. Для этого же дела и в бане лавки из осины делали, чтобы пока моешься, да паришься они из тебя худое вытягивали, а берёзовый веник наоборот сил и здоровья добавлял. Вот она мудрость вековая.
Ничего себе, а я и не задумывалась никогда, что у деревьев особая сила имеется. Очень меня бабушка заинтересовала своим рассказом. И пока она задремала, лёжа на своём чурбачке, я полезла в интернет, в надежде найти подтверждение бабушкиным словам и разумное их объяснение. И знаете, действительно нашла! Оказывается, в нашей современности даже целое направление имеется, дендротерапия называется. Это лечение с помощью деревьев различных пород. Вот уж моему удивлению не было предела. И решила я об этом поподробнее узнать, тем более, что времени у меня было предостаточно, ведь у нас с бабулей нечаянный выходной образовался. Когда бабуля проснулась, у меня в запасе уже был целый ворох информации о деревьях! Акация, что у нас в вдоль улицы росла, оказывается мощную энергию имеет, зарождающую жизнь. У неё о рождении ребёнка даже просят. Берёзка не просто дарит силу, она считается солнечным чистым деревом, хранящим солнечную энергию. Свойств у неё не перечесть, но главное я запомнила, что воздействие этого дерева продолжительное и лучше всего не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить. Боярышник обладает мощным защитным действием, а Вишня — это талисман волшебных встреч и романтических приключений. Груша — талисман везения, даёт много полезных возможностей. А Клён ограждает от резкости и несправедливых нападок, помогает наладить контакт с другими людьми и к тому же может очень активно исправлять плохой характер хозяина. Представляете?
Вывалила я бабуле всё что прочитала с круглыми от возбуждения глазами, а она не удивилась даже. Платочек на голове поправила, зевнула, да и встала.
- Именно об этом я и пыталась тебе поведать - подытожила она и как ни в чём не бывало отправилась на кухню накрывать стол к обеду. А я от удивления рот раскрыла.
Кричу вдогонку: «А как ты себя чувствуешь?»
- Хорошо! – отвечает мне бабушка. Вот тебе и чурбачок, вот тебе и травки-муравки. Ну как тут в чудеса не поверишь.
После обеда, когда уже на кухне прибрали, устроились мы с бабулей в горнице с рукоделием. Я шерсть овечью перебирала, от мусора, репейника и комочков грязи, а бабушка за прялку села. Ей часто приносили шерсть прясть на заказ, уж больно ровная у бабули ниточка получалась. Современные электрические прялки у многих в деревне были, особенно у тех, кто овец держал. Да только электрическая, она и есть электрическая, не живая и нить не чувствует, а потому то тоньше, то толще выходит, а порой и узловатая. Вязать из такой нити сплошное неудобство. А если еще и шерсть плохо перебрали, то электрическая прялка вообще сломаться может. Потому пряжа ручной работы ценилась выше и пользовалась спросом. Качество шерсти иногда правда действительно оставляло желать лучшего. Не сильно добросовестные заказчики приносили шерсть мусорную, свалявшуюся и грязную, вот как сегодня. И тогда бабуля выполняла двойную работу: в начале перебирала и чистила шерсть, а уж только потом садилась её прясть. За нехитрой работой разговор о деревьях у нас продолжился, мне хотелось выведать у бабули всё, что она об этом знает. Ведь её знания не из книжек и не из новомодного интернета, они от её бабушек и прабабушек. И даже страшно подумать из какой глубины веков до нас добрались.
Бабуля у меня любительница поговорить, потому разговор наш потёк размеренно и с взаимным интересом.
- Ну что тебе еще рассказать? – вопрошает бабуля, - ты вон в своём интернете больше, чем я знаю, начитала, мне и добавить нечего.
- Твоя неправда, бабуля – отвечаю ей – то что ты знаешь, в интернете не написано, потому как твои знания от старших рода нашего. А в интернете больше новодел. Хочу из первых рук получить знания. Ты расскажи всё, что вспомнишь, а интернет, он никуда не денется, туда в любое время заглянуть можно.
- Ну так и память у меня уж не та, возраст как никак, так вот на заказ то и не вспомню поди – начала отнекиваться бабуля.
Но меня как говорится, на мякине не проведёшь и потому бабушка сдалась.
- Про дубы вот слыхала от деда, что мол у них, как и у человека вся сила в корнях, в мудрости предков. Дуб считается мужским деревом, священным хранителем рода. И завсегда главному в роду помогает, если тот помощи попросит. Подскажет, если у того вдруг сомнения какие в принятии правильного решения будут.
- Это как? Прямо что ли разговаривать будет человечьим языком? – встреваю я в рассказ.
- Нет. Точно не скажу, как, но на вроде того, что если под дубом посидеть и правильно вопрос в уме задать, так и ответ само собой правильный в голове сформируется. А ещё дубовые листья и жёлуди на полотенцах вышивали, как мужской оберёг. Про Ель тоже слышала, что священное дерево для славян было, погребальное, связанное с загробным миром Нави. Его вроде как и в обрядах, с этим связанных, использовали. Видала небось, что еловые ветки бросают перед собой, когда покойного на кладбище везут. Потому и наряжать ёлки к новому году у нас только при Петре первом начали по европейской традиции, не совсем правильно это. Да теперь уж привыкли. А вот Кедр исполин, дерево доброе, щедрое. Живёт, как старики говаривали, до пятисот лет и всё это время копит в себе энергию прямо из самого космоса. И если дерево достаточно взрослое, то отдаёт оно эту энергию добрым людям на добрые дела с лихвой. Для этого только обнять дерево надо, прижаться к нему, да свою просьбу поведать.
Много нового для себя я в этот день узнала, потому и вопросов для очередной встречи с Олькой не мало заготовила. Чего она про деревья знает? Почему Ольха даже при безветренной погоде трясётся вся? Зачем черёмухи у домов садили? В округе малых заброшенных деревень полным-полно, домов там уже нет, а черёмухи по сей день стоят да по весне своим ароматом прохожий люд с ума сводят. В общем, разговор предстоял очень интересный, да и на сказку-быличку о деревьях я уже рассчитывала.
И вот только завечерело, полезла я на печь к Ольке за новой сказкой, а она уже сидит на своей приступочке меня поджидает.
- Ну что – говорит – Дуня-тонкопряха, день - то у тебя сегодня поспокойнее выдался?
- Почему – спрашиваю – «Дуня»? И «по спокойнее» это тоже, смотря с какой стороны посмотреть.
- А ты не задирайся – хихикает Олька – Дуней назвала тебя, потому как ты сегодня с прялкой дело имела, а вообще про неё песня шуточная в народе имеется, говорят, встречается даже несколько вариантов в разных местностях.
Пряла наша Дуня ни тонко, ни толсто.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!
Потолще полена, по тоньше оглобли.
Ах, Дуня, Дуня, по тоньше оглобли.
- Ну а по спокойнее, по тому как не шастала ты нонеча по полям, да по долам. Ни в лесу, ни на речке не бывала. А то, что бабушку с утра лечила, так это дело обычное. Погода видишь поменялась, вот и неможется. Пожилые люди завсегда на погоду реагируют, у кого суставы ломит, а кому голову кружит. Обошлось всё и слава Боженькам. Разговоры у вас сегодня уж больно интересные были, даже я заслушалась про эту твою дендро терапию.
- Не то слово какие интересные! – согласилась я – оказывается деревья как живые! У каждого свой характер, своё предназначение.
- Так они и есть живые - улыбается моим восклицаниям Олька – расскажу тебе одну историю, а там уж сама суди. Поспорили как-то у нас во дворе Берёза с Рябиной от кого из них людям больше пользы.
- Это которые? Те, что под окном и у калитки?
- Ну, да. Те самые, давно тебе знакомые. Каждый день встречаетесь. А когда ты надолго уезжаешь, они за тобой сильно скучают, привыкли к твоим детским шалостям. Когда ты возвращаешься, всякий раз радуются. Приглядись как-нибудь, как они тебе еще издалека ветвями приветливо машут. Берёзка, та постарше будет, она у нас дама серьёзная, её ещё твой прадед у калитки садил. Говорят, берёзы до 200 лет бывает доживают.
- Вот это да! Какая же она у нас старенькая. Ей по статусу серьёзной дамой быть полагается, вон она какая широкая, да высокая вымахала. Покорёжило её временем, но всё равно красавица. Помню, как я ей из плакучих веточек косы с лентами плела. Веточки тоненькие, нежные, вниз свисают, прямо как волосы. А еще со всеми своими детскими обидами я к Березке всегда бежала, прижмусь щекой к её шершавой коре и жалуюсь. То на двойку в дневнике, то на то, что мама гулять не отпустила, то на промокшие ноги. Расскажу, поплачу и опять всё хорошо.
- Ну так это тебе сердечко твоё подсказывало, не одна ты Берёзке жалобы свои несла, вон и бабушка твоя тоже, когда ещё девчонкой была. Но вернёмся к нашей истории. Рябинку много позже под окном посадили, и потому Берёзка, вроде как, над ней шефство взяла. Рассказывала ей про обитателей дома, кто с каким характером и привычками. Советы давала, какая помощь от них деревьев в первую очередь домочадцам нужнее. Рябина пока тоненькой веточкой была, слушала и старалась Берёзе подражать во всём. Но как только первый урожай ягод дала, так сразу носик свой юный задирать начала. Это у нее, видимо, как у вас, у людей по-современному переходный возраст начался, по «радиво» говорили «всплеск гормонов»! Раньше-то ни про какие гормоны не слыхали, подрос ребетёнок мало-мало, да и первым помощник родителям по хозяйству становится. Понятное дело работу по силам давали, но всё на пользу семье.
В общем, стала Рябинка странные речи вести. Какой, говорит, от тебя, от Берёзы, толк? Один мусор! Сережки свои рассыпаешь, да листьями на дорожку трясёшь. Даже веника для бани с тебя не взять, потому как ветви твои не годятся для этого дела, уж больно они тонкие, да мягкие, одно слово – плакучие! А я вот хоть молоденькая совсем, а уже людям пропитание даю, ягод нарастила. А и ягод-то тех было с горсточку всего, кислые с горчинкой как оно у рябин и водится. Люди ту ягоду только в охотку после сильных морозов разве что попробуют, ну или варенье какое новомоднее для разнообразия сварят. А так только птицам лесным подкормка.
Берёза спорить с Рябиной не стала, чего с малолетней возьмешь. Только и ответила ей, мол дело-то хозяйское, коли ты такая взрослая, да самостоятельная делай как знаешь и своим умом живи. Не стала Берёзка больше советов Рябине давать. Да и пользу свою никому доказывать ей не надо было, сама знала для чего её сюда посадили, а другим знать было и не обязательно. А ведь прадед твой совсем не зря у калитки ей место на посту определил, заслон поставил, потому что знал, название берёзы происходит от того же корня, что слова «берегиня», «беречь». Наши предки были уверены: для того, чтобы человек чувствовал себя хорошо, был здоровым, а его семья – счастливой и благополучной, дом надобно хорошенечко защитить от вторжения темных сил и недоброжелателей. В далеком прошлом именно Берёзоньку считали мощным оберегом от злых сил и нечисти разной. А как ты уже убедилась -всевозможных духов вокруг нас пруд пруди. Одни людям помогают, как мы – домовые. Другие держат нейтралитет, коли ты к ним с почтением, так и они не обидят, как Леший. А есть и третьи, те что всякий раз норовят пакостей натворить, натура у них такая вредительная. Вот о них и пойдёт речь.
Появились у нас в округе откуда не весть Злыдни - мелкие такие злые духи. Странствуют они по свету и располагаются на житье целыми сообществами. Пакостные маленькие существа, коли в дом попадут, селятся за печкой, остаются при этом невидимыми и приносят дому несчастья. Даже если семья и хозяйство крепкое, добротное и велико богатство хозяина, всё быстро сгинет, и вместо довольства наступит разлад, нищета и разруха. Характер у Злыдней неугомонный, и если уж прицепились к кому, пока окончательно не развалят семью, не разорят, не успокоятся.
Не свезло нашему дому, чем он им приглянулся трудно сказать, может справностью своей и ладом в семье, может ещё чем, но вот решила община пришлых Злыдней именно у нас поселиться. В начале они думали, что с наскока в дом попадут, налетели своей оравой, да не тут то было! Наша Берёзонька на пути стоит, закрывает дом и двор своей чистой силою, да солнечной энергией. Никак её не одолеть. Отступать Злыдни не привыкли и потому собрали они совет, как Берёзу извести и домом завладеть. Долго думали, и тут заприметили что Рябина что под окном растёт с Берёзою не в ладу, деревце хоть и молодое, да не слабое. Коли урожай ягод дала, значит в силу входить стала. А как известно Рябина считалась магическим деревом, говорили, что в ней спрятаны молнии Перуна. Вот и стали Злыдни льстивыми словами Рябинку непутёвую на свою сторону склонять, чтобы та проход им в дом через окно открыла.
- Какая же ты яркая да красивая, стройная да пригожая, не то что кривая Берёзина. – на все голоса расхваливали Рябинку Злыдни.
- Силы в тебе не меряно, так и льётся, так и просится на дело какое доброе. Берёзка и в подмётки тебе не годиться. Знаем, знаем с давних пор Рябинушки благополучие и плодородие людям дарят, а мы к тебе в помощь пришли. Ох, как славно заживём все вместе!
Рябинка от речей льстивых растаяла, листиками затрепетала, оборотилась к дому, вот-вот окошко Злыдням открывать начнёт. Берёзка веточки расправила, не даёт коварству свершиться.
«Вспомни» – кричит Рябинке – «ты оберёг! Не верь Злыдням!»
А Рябинка же в силу своего юного возраста про Злыдней ничего не слыхала, не верит Берёзке. Злыдни итого больше подначивают.
- Не верь, не верь корявой! Не верь, не верь старой! Никакие мы не Злыдни, а совсем даже наоборот Добрыдни!
Рябинка возомнила о себе неизвестно что и открыла окно! Злыдни рекой хлынули к просвету. Да только зря они это, отбросило их от дома на пять саженей. Сажень – это старинная мера длины и составляет она примерно чуть больше двух метров (2.1336 м). Злыдни попадали друг на друга, ругаются, не понимают, что произошло. А Берёзка хохочет: «Так вам и надо нечисть поганая! Рябинку то вы бестолковую умаслили, да обольстили, а ягоды её, что на подоконнике лежат, своё дело знают! И долг выполняют исправно!»
А и действительно, глянули Злыдни, на подоконнике рябиновые гроздья лежат. Их исстари клали на подоконник, чтобы защитить дом от злых сил. Существовало даже поверье, что пока ягоды остаются красными, семейному счастью и благополучию ничто не угрожает. Завыли Злыдни, запричитали в бессилии своём, да только делать нечего, пришлось им уйти не солоно хлебавши. А Рябинке перед Берёзой очень стыдно стало, что не послушалась старшую, возгордилась и чуть беды не наделала.
С тех самых пор стали Рябинка с Берёзкой дружно жить, и помогать друг другу коли надобность в том случалась. К примеру - повадились мыши корни у Берёзки грызть, а Рябинка их ягодами накормила и слово с них взяла, что Берёзку больше не тронут. Или пришлось Рябинке туго с урожаем, ветки тяжести ягод не выдерживали, те что по тоньше глядишь и совсем сломались бы. Кликнула тогда Берёзка птиц, что в её густой кроне гнёзда завсегда вили, и те лишние ягоды сбили с Рябинки, облегчили ношу. Вот так они две подружки и стоят до сих пор на своём посту, дом и нас, его жителей, от худого оберегают, за что им низкий поклон. И завет старый помнят, да исправно его исполняют: Всякому древу своё дело! - закончила рассказ Олька. А я еще долго потом размышляла над услышанным и думала, как же у нас в мире все оказывается правильно устроено. А мы ведь, наверное, даже и миллионной части всего не знаем. Эко меня в раздумьях моих занесло. Ладно, об этом я еще как-нибудь потом подумаю, а сейчас спать!