Найти в Дзене

Бонсай — это не просто искусство, это — средство достижения человеком гармонии!

Некогда бонсай рассматривался исключительно как забавы богатых людей. В настоящее время он стал восприниматься как искусство и увлечение широкой общественности, особо популярный у людей, проживающих в густонаселенных городских районах. Стремление к гармонии с природой — одна из характерных черт японского народа. Нужно увидеть японские острова, чтобы понять, почему японцы считают природу мерилом своих представлений о прекрасном. Япония — это страна зеленых гор и морских заливов, край живописнейших панорам. Японцы стремятся жить в согласии с природой. Архитектор возводит свои постройки так, чтобы они сочетались с ландшафтом, садовник воссоздает естественную природу в миниатюре. В Европу первый бонсай привезли на Всемирную выставку во Францию в 1878 г., но там его не оценили по достоинству. А в 1909 г. экспозиция бонсай была продемонстрирована в Англии, где встретила очень теплый прием. С этого времени у бонсай появились многочисленные поклонники по всему миру, стали появляться клубы люби

Некогда бонсай рассматривался исключительно как забавы богатых людей. В настоящее время он стал восприниматься как искусство и увлечение широкой общественности, особо популярный у людей, проживающих в густонаселенных городских районах.

Стремление к гармонии с природой — одна из характерных черт японского народа. Нужно увидеть японские острова, чтобы понять, почему японцы считают природу мерилом своих представлений о прекрасном.

Япония — это страна зеленых гор и морских заливов, край живописнейших панорам. Японцы стремятся жить в согласии с природой. Архитектор возводит свои постройки так, чтобы они сочетались с ландшафтом, садовник воссоздает естественную природу в миниатюре.

В Европу первый бонсай привезли на Всемирную выставку во Францию в 1878 г., но там его не оценили по достоинству.

А в 1909 г. экспозиция бонсай была продемонстрирована в Англии, где встретила очень теплый прием. С этого времени у бонсай появились многочисленные поклонники по всему миру, стали появляться клубы любителей этого искусства.

В нашу страну бонсай попал лишь в 1974 г., когда госпожа Сигимицу (супруга посла Японии в Москве) подарила Главному ботаническому саду (ГБС) часть своей коллекции. С 1989 г. при ГБС работает Московский клуб любителей бонсай.

Первое производство миниатюрных деревьев в России было организовано в 1990 г. в подмосковном колхозе «Красная Нива». За десять лет его существования организованы 13 выставок «Бонсай в России» , на которых экспонировались деревья, выращенные в этом хозяйстве и типичные для нашей климатической зоны. В 1997 г. колхоз «Красная Нива» подарил постоянную экспозицию «Бонсай в России» Московскому зоопарку.

Бонсай — это не просто искусство выращивания дерева в горшке, это — сохранение вида для будущих поколений. Если ребенок с детства сам принимает участие в выращивании зеленого друга, то любовь к природе останется с ним на всю жизнь.

Создание клубов по всему миру способствовало расширению видов растений, которые традиционно использовались в Японии для бонсай.

Бонсай может жить при надлежащем уходе столетиями. В Японии отдельные экземпляры передаются в одной семье из поколения в поколение, они — живое напоминание о людях, ухаживавших за ними на протяжении столетий.

Старый, древний бонсай, как правило, почитается и оценивается выше молодого, но возраст для хорошего бонсай — не главное. Более важно, чтобы дерево производило желаемый художественный эффект, гармонировало бы с подходящей посудой и было бы в хорошем состоянии.

Бонсай часто напоминает природные пейзажи. Но мастер никогда не занимается просто копированием. Дерево с узловатым и гнутым стволом создает впечатление глубокого возраста. Панорама леса может быть создана посадкой нескольких деревьев на одном подносе. Два дерева символизируют семейную пару, а три дерева — родителей и ребенка.

Настроение, передаваемое бонсай, может намекать на драматические сцены театра Но или танцев Кабуки, на комические, глуповатые и даже гротескные характеры. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, не обнаруживая каким-либо образом вмешательство человеческих рук.

Через искусство бонсай человек имеет возможность проникнуться огромной любовью и уважением к природе, приобщиться к вечным духовным истинам.

Примечательно, что дерево бонсай помещается, как правило, вне центра контейнера. Дело не в том, что асимметрия важна для зрительного впечатления, а в том, что центр — это место, где встре­чаются и взаимодействуют земля и небо, человек и божество. Ни­что и никогда не должно занимать это место.

Другой эстетический принцип бонсай заключается в трехсторонней взаимосвязи, необ­ходимой для достижения зрительного равновесия.

Традиция гла­сит, что для создания бонсай необходимы три основополагающие добродетели: истина, добро и красота.

Говорят, что для достижения успеха творец бонсай должен обладать благожелательностью, чувством справедливости, деликатностью, мудростью, последователь­ностью.

На протяжении веков бонсай был эффективным средством дости­жения человеком гармонии его интеллектуальных, моральных и эсте­тических начал.

Читайте также:

Истоки древнего искусства бонсай
Дачные радости с Ириной27 апреля 2022

Если вам понравилась статья — ставьте лайк, и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации!