«Мастер подводных дуэлей» - Хайно фон Хеймбург
Хайно фон Хеймбург родился 24 октября 1889 года в Ганновере, в семье военного.
Весной 1907 года он поступил в Германский Военно-морской флот кадетом, и, окончив военно-морское училище, прошел стажировку на учебном корабле «Stein».
Став лейтенантом 10 апреля 1911 года, Хеймбург в этом же году совершил – в должности вахтенного офицера – заграничное плавание на крейсере германских военно-морских сил «Geier». В октябре 1913 года он перевелся на подводный флот, где его уже в звании оберлейтенанта цур зее застало известие о начале мировой войны.
С 25 марта 1915 г. по 4 декабря 1915 г. он командовал подводной лодкой UB-14, в промежутке с 4 июня 1915 г. по 17 июня 1915 г. проведя один и весьма успешный поход, как командир подлодки UB-15; с 6 февраля 1916 г. по 16 июня 1916 г. вновь вернулся к своим обязанностям командира на UB-14, с 1 июля 1916г. по 13 июля 1917 г. – командовал UC-22, с 5 октября 1917 г. по 1 июля 1918 г. – командир на UB-68, а с 14 октября 1918 г. до 11 ноября 1918 г. – на легендарной U-35.
Хеймбург стал самым результативным «мастером подводных дуэлей», уничтожившим 4 подлодки противник; три – самостоятельно, и одну (не вошедшую в официальную статистику) – совместно с турками.
Один год с лета 1915 г. по лето 1916 г. Хайно фон Хеймбург провел на лодках типа UВ1, добившись самых впечатляющих результатов из всех 17 лодок этого класса, вставших в строй.
10 июня 1915 года Хеймбург открыл свой боевой счет. Командуя UB-15, он потопил итальянскую подводную лодку «Medusa» у Порто-ди-Пьяве-Веккья в северной Адриатике.
UB-15 вышла в свой первый чрезвычайно успешный поход с немецким экипажем под командованием Хайно фон Хеймбурга, который уже являлся командиром UB-14, пока не введенной в строй. После войны в своем интервью Томасу Лоуэллу Хеймбург так описывал этот эпизод.
«Расскажу вам о первом случае, — начал фон Хеймбург, в задумчивости поглаживая рукой подбородок. - Я поступил на службу в подводный флот в начале войны, а в 1915 году отправился поездом в Австрию, чтобы принять командование лодкой, зона действий которой - Адриатика. Это был небольшой корабль типа UB, разобранный на части и переправленный к новому театру военных действий по железной дороге. Такие лодки мы использовали у побережья Бельгии и называли «швейными машинками», столь малы они были. Лодки были спроектированы с малым радиусом действия для операций вблизи базы. На этих лодках предусматривалась совсем небольшая команда. На моей лодке было только четырнадцать человек.
Подлодка UB-15 оказалась счастливой. В своем первом походе из Полы в июне 1915 года я патрулировал у гавани Венеции. Что замышляли там наследники дожей? Мы шли в подводном положении, время от времени поднимая перископ, чтобы посмотреть, что же происходит на поверхности. Вдруг в окуляре перископа я увидел итальянскую подводную лодку, шедшую в надводном положении всего лишь в нескольких сотнях метров от нас. Она проходила у нас за кормой, а мы не имели кормовых торпедных аппаратов. Пришлось быстро развернуться для носового выстрела, что оказалось довольно непростым делом. Я маневрировал, показывая перископ только на самые короткие промежутки времени. Неприятельский корабль шел не сворачивая, в нужном для меня направлении.
«Торпеда – пли!» — приказал я.
В мгновение ока меня сбило с ног, и я растянулся на палубе, так как наша лодка совершила дикий прыжок. В течение некоторого времени мне пришлось приходить в себя. Я никогда до тех пор не стрелял торпедами с этой «швейной машинки» и не ожидал подобных последствий. Лодка была так мала, что, освободившись от торпеды, ее нос подскочил вверх.
«На нос, — завопил я, — на нос!» Каждый человек, который мог оставить свой боевой пост, устремился в носовую часть, чтобы своим весом поставить лодку на ровный киль.
Тем временем мы услышали звук взорвавшейся торпеды.
«Поднять перископ!» — приказал я и, заглянув в него, ничего не увидел, кроме большого облака дыма.
UВ-15 всплыла, и мы пошли по направлению к дыму. В воде плавало около полдюжины итальянских подводников. Мы их выловили. Остальные погибли. Потопленный нами корабль оказался итальянской подводной лодкой «Medusa». Мы доставили уцелевших в Полу в качестве военнопленных».
В первом же походе на UВ-14 7 июля 1915 года Хайно фон Хеймбург добился впечатляющей победы, торпедировав в уже знакомых ему водах у Венеции итальянский крейсер «Amalfi» водоизмещением 10 118 тонн.
В следующий свой поход UВ-14 отправилась на юг. 13 августа в результате атаки UВ-14 союзники лишились 866 военослужащих, погибших при потоплении транспорта «Royal Edward» 11 117 брт.
2 сентября Хеймбург торпедировал и повредил транспорт «Southland» 11 899 брт с австралийскими солдатами на борту. Атака не привела к таким многочисленным жертвам как в предыдущем случае, а спасение большого количества военнослужащих с этого судна получило свое отражение в печати, литературе и даже стало сюжетом картины официального военного австралийского художника, находившегося в составе австралийского контингента в Европе.
4 сентября того же года британская подводная лодка E7 запуталась в противолодочных сетях у мыса Нагара в Дарданеллах. Попытки команды освободить подводную лодку оказались неудачными, мало того, они привлекли внимание Хеймбурга, который находился в гавани с UB-14 в Чанаккале. Он посетил это место в небольшом ялике, с которого спустил заряд взрывчатки. Е-7 была вынуждена всплыть на поверхность, и ее члены команды затопили лодку, прежде чем их взяли в плен.
Проникнув в Дарданеллы UB-15 присоединилась к полуфлотилии, сформированной в Константинополе, состоявшей из U-21, UB-7, UB-8, UC-13, UC-14 и UC-15. Добычей Хеймбурга в Черном море неподалеку от Севастополя в начале октября 1915 года стали два русских парохода.
Последним успехом Хеймбурга на UB-14 стало потопление британской подводной лодки E-20.
За столь резонансные победы за всего несколько месяцев боевых действий Хайно фон Хеймбург попал под настоящий звездопад. До конца года его наградили Орденом королевского дома Гогенцоллернов – рыцарским крестом с мечами,, Крестом Фридриха Августа 1-го класса, австрийским орденом Леопольда, австро-венгерским орденом Железной короны, турецкими Орденом Полумесяца и медалью Имтияз в серебре с саблями
Следующий этап подводной карьеры Хеймбурга начался летом 1916 года, когда он принял командование новым подводным минным заградителем UC-22 типа UC II, лодки, существенно отличавшейся от «малышки» UB-14.
В течение года Хеймбург в полной мере использовал все преимущества предоставленного в его распоряжение оружия и все виды вооружений, имевшихся на борту лодки. Первая половина срока службы на UC-22 описана в его книге. Успехи Хеймбурга в борьбе с торговым судоходством союзников в Средиземном море оказались почти такими же впечатляющими, как прошлогодние победы над их военными кораблями.
Высокая оценка его действий со стороны командования была подтверждена 11 августа 1917 г. высшей наградой Германской империи орденом «Pour le Mérite».
Но немаловажным аргументом для награждения, как завершающий аккорд этого периода службы, послужило потопление двумя торпедами подводной лодки «Ariane» у мыса Кап-Бон (Эт-Тиб). К итальянской «Medusa», британской Е20 (не учитывая приключения с Е7), добавилась французская подводная лодка водоизмещением 414 тонн. Таких результатов не добивался ни один подводник в мире.
В начале октября 1917 года Хеймбург принял командование очередной новой подводной лодкой. На этот раз ею оказалась UB-68, лодка наиболее удачного типа UB III, ставшего прототипом самой популярной лодки Кригсмарине во Второй мировой войне серии VII.
С апреля по июнь 1918 года UB-68 потопила и повредила 8 судов противника общим тоннажем более 30 000 брт. Для завершающего периода подводной войны, когда союзники ввели в действие систему конвоев и усилили меры противолодочной обороны, это были неплохим результатом.
1 июля 1918 года Хеймбург, уже в звании капитан-лейтенанта, передал командование своей лодкой Карлу Деницу – будущему командующему Кригсмарине и фюреру германской нации, с ним она и добилась своей последней победы 4 октября 1918 года, атаковав конвой и потопив в 110 милях от Мальты британский пароход «Oopack». Из-за технических проблем подлодке пришлось всплыть, где ее уничтожил артиллерийский огонь противника. Командиру с большей частью команды удалось спастись.
Сам Хеймбург принял командование легендарной U-35 , став третьим командиром – кавалером «Pour le Mérite» на ее борту. Но война заканчивалась, у лодки возникали проблемы с двигателем и в боевые походы она уже больше не выходила.
За все годы войны Хеймбург потопил 19 судов общим тоннажем 44 167 брт и повредил 8 общим тоннажем 49 699 брт, а также потопил 4 военных корабля общим водоизмещением 11 502 тонны.
После окончания Первой мировой войны Хеймбург остался на флоте, в 1919-1920 годах командовал миноносцами, затем - ротой подразделения береговой обороны. С 2 октября 1925 года служил штурманом на крейсере « Amazon», где получил очередное звание корветтенкапитана. С 26 сентября 1927 года - командир 2-го батальона корабельной кадрированной дивизии «Нордзее», а с 24 сентября 1928 года - 4-го морского артиллерийского дивизиона .
С сентября 1930 по март 1933 года, служил старшим помощником командира линейного корабля «Schlesien», на котором 1 октября 1932 стал фрегаттенкапитаном. С 29 сентября 1933 года - начальник береговых укреплений на Эльбе, в Везермюнде и Куксхафене , с 1 июля 1934 года в звании капитана цур зее.
6 октября 1937 года был назначен судьей Имперского военного суда. В ходе этой деятельности участвовал в вынесении смертных приговоров. Вторую мировую войну Хеймбург встретил уже контр-адмиралом. Начиная с 1943 года, входил в специальный выездной состав Народного суда, призванный осуществлять репрессии, согласно указу, известному как «Мрак и туман» .
Одновременно со службой в военном суде, с 1 января 1940 года возглавлял инспекцию вооружений в Бремене. Из всех бывших германских подводников Первой мировой, лучше карьера складывалась лишь у Карла Деница и Арно де ла Перьера. С 1 апреля 1942 года он стал вице-адмиралом. Ровно через пять месяцев в этом звании Хеймбург оставил военную службу, но оставался судьей.
В конце апреля 1945 году его задержали англичане, однако через несколько дней освободили. По просьбе французов, его объявили в розыск, как военного преступника.
В конце мая 1945 года 55-летний отставной вице-адмирал был арестован сотрудниками советской военной контрразведки «СМЕРШ», вывезен в СССР и осужден к лишению свободы. Находился в лагере для военнопленных близ Сталинграда (лагерь № 108 с центром в селе Бекетовке), где и умер в октябре того же года. Так закончил свой жизненный путь Х. фон Хеймбург...