Босяком по кромке осевого времени в направлении «ничего»
Объем: 224 страницы
Карен Армстронг, пожалуй, является наиболее известным активно издающимся специалистом в области религиоведения в мире, что совсем не удивительно. Помимо широкого кругозора и способности доходчиво доносить информацию, отделяя «зерна от плевел» и священные тексты от их более поздних трактовок, Карен располагает бесценным личным опытом — она несколько лет провела в качестве послушницы в католическом монастыре. Так что религия для Автора не только и не столько работа, а скорее индивидуальный духовно-профессиональный путь, о котором она готова аргументировано и с примерами поведать всем интересующимся.
С этой позиции, деятельность Армстронг близка к обсуждаемой теме — к буддизму. А сама работа «Будда» максимально проста в подаче материала и читабельна, так что никаких избыточных страданий на пути к Нирване вы точно не испытаете (в отличии от исследования «История Бога» - о традиционных монорелигиях с большим числом цитат из священных книг, которую я, вопреки сказанному выше, рекомендую).
«Будда» благодаря своей исходной информационной доступности для широкого круга Читателей повторяет учение самого Гаутамы: эти тексты для всех. К счастью, чтобы узнать краткую историю становления буддизма и предпосылок его зарождения нам не придется 20 лет провести в позе собаки под каким-нибудь индийским деревом, питаясь солнечным светом. Исследование Автора емко, четко и коротко выстроит каркас золотой статуи, которая затем сама обрастет плотью из Ваших личных представлений о мире и интерпретаций услышанного.
Не ешь духовную пищу от гуру, приготовь обед сам!
Будда, вышагивая по лезвию осевого времени, активно выступает против фаст-фуда, которым была перенасыщена духовная мифологизированная жизнь до наступления перелома человеческого сознания. Запросы людей больше не могли удовлетворить старые боги и традиционные представления о вселенной, поэтому повсеместно вслед за урбанизацией и развитием технологий восходит новая этика, где человек сам становится источником познания, попирая всяческие авторитеты, превознося личный опыт над коллективным.
«Нельзя послушно потреблять духовную пищу и считать это истиной только потому, что так утверждает учитель. Надо все время проверять избранную дхарму на истинность», - говорит учение Будды.
Дух бунтарства немного уравновешивается нежеланием буддистов принимать участие в каких бы то ни было мирских делах, наверное, только страсть к медитации и самоотречению спасла индийские княжества того времени от настоящей революции. Ведь все большее число людей, озабоченных поиском Ответа, приходили послушать странствующих проповедников, утверждавших, что чтобы найти истину, прежде всего, стоит поискать ее внутри себя самого.
В условиях масштабной урбанизации это был максимально короткий путь к умиротворению, поскольку горожане часто не имели элементарной возможности практиковать прежние ритуалы (жертвоприношения, поддержание огня в очаге и тп), буддизм же предлагал доступный для мирянина свод рекомендаций, обещающих приблизить их к выходу из вечного круга перерождений, что гарантировало избавление от земных страданий.
«Единственным источником знания Будда признавал личный чувственный опыт ….осознание высшей истины нирваны - вещь для человеческой природы абсолютно естественная».
ЯМы Будда Шакьямуни
Интересной и важной для популяризации буддизма во всем мире особенностью является полный отказ Будды, являющегося по сути лидером мнений среди своих последователей, от собственной индивидуальности. Нам многое известно о личности Гаутамы до просветления и почти ничего - после. Похоже, каждый может стать Богом, правда, получить удовольствие от нового статуса не получится, ну потому что Вы как бы в Нирване, а там все индифферентно. Разительное отличие от страстных мифологических и монотеистических божеств, жаждущих общения с паствой (часто интимного) и принесения в жертву быков, коз и зазевавшихся юношей.
«В личности Гаутамы мы находим полное и поразительное забвение и самоотречение от своего я», - замечает Армстронг.
А поскольку никаких исходных данных для просветления не требуется, получается, что оно — просветление — доступно каждому! Широкая целевая аудитория часто служит залогом успеха при проведении массовых мероприятий. С учетом того, что буддизм на сегодняшний день является одной из крупных мировых религий (ну, если все же считать его религией, а не учением или философской концепцией), стратегия всеобщей доступности реально принесла потрясающий результат.
«На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450—500 миллионов человек», - сообщает нам Википедия, что по данным той же Википедии составляет целых (или всего?) 7% от населения Земли. Для примера христиан разных конфессий — 33%, а атеистов и агностиков по разным версиям от 11% до 16%.
Из личного не монашеского опыта: на территории России есть удивительная республика Калмыкия — мир буддистов, которая граничит с Дагестаном — миром мусульман. Рекомендую в одном автотуре посетить Элисту и Дербент. Контраст потрясающий. А разделяет их всего несколько часов пути на машине по вполне приличной дороге. Колоритно, познавательно, а главное расширяет границы восприятия получше медитации.
Не знаешь, с кем побороться? Борись с самим собой!
Тема внутренней духовной борьбы присуща многим религиозным течениям, буддизм не является исключением. Но в отличии от многих учений Будда не склонен впадать в крайности и выбирает «срединный путь». Такая дружелюбная умеренность не может не располагать.
«...срединный путь - золотая середина между безудержным потаканием прихотям жадного до телесных и душевных удовольствий эго с одной стороны, и крайними формами его подавления — аскетизмом - с другой»
На своем примере Будда демонстрирует последователям, что праведность является личным сознательным выбором, добытым в борьбе со страстями, и что сама по себе медитация без осознания и принятия не принесет желаемых плодов.
«Мара не понимал, что ярость, ненависть и насилие, только что продемонстрированные им, лишили его права занимать священное место под деревом Бодхи - оно может принадлежать только тому, кто живёт состраданием», - цитирует первоисточник Автор.
Мара — персонаж, изображающий нечто подобное дьяволу в Новом завете, образ искусителя и фактически альтер-эго самого Будды. Поборов его, Будда справился и со своими страстями, определив свое духовное возвышение.
Резюмируя, я рекомендую этот краткий, но весьма емкий экскурс во вселенную буддизма. Книга позволит структурировать наверняка имеющиеся у вас отрывочные знания о йоге, медитации и просветлении, и получить более полное представление о том, что есть религия, как и зачем она формировалась и модифицировалась в головах своих последователей. Всем мир!
И приятного чтения!
#литература #рецензии на книги #буддизм #наука #религия #карен армстронг будда #нон-фикшн #саморазвитие #религиоведение #калмыкия