Это один из вечных вопросов для киноделов.
Конечно, вопрос не совсем верный. Наметка по музыке должна быть всегда.
Например, вы еще на стадии подготовки должны понимать, какой темп, стиль, ритм вы будете использовать для своего ролика.
Но вот найти уже готовую музыкальную композицию до начала съёмок или искать потом на посте — вопрос непростой. В пользу каждого их двух методов мы привели по три аргумента.
Если вам есть, что еще добавить, то напишите об этом в комментариях.
Итак, допустим, вы ищите музыкальную композицию во время препродакшна.
Какие плюсы?
Вы сразу знаете, какой трек будете использовать.
Тут всё просто и даже расписывать ничего не стоит. Уже зная, что за трек вы будете использовать, вы сможете планировать съёмки: локации, количество актеров в кадре, рисовать раскадровку и так далее.
Тогда процесс пойдет проще и вы точно не будете ломать голову, как собрать ролик, чтобы он идеально попадал в такт трека.
Вы сразу всё утверждаете заказчиком
Сколько раз при выполнении заказа вы, общаясь с заказчиком, слышали фразу: «А музыку подберите сами». Если такого не слышали, то вы просто счастливчик.
Имея уже представление о том, что и как вы будете снимать, вы можете подобрать сразу с 10 музыкальных композиций, из которых выберете 2-3 лучших и утвердите с заказчиком. И под эти треки подгонять уже саму съёмку и монтаж.
Понимание специфики съёмки
Самый просто пример. Ваш друг-музыкант попросил вас снять клип. И вы берёте уже готовую музыкальную композицию, слушаете и начинаете визуализировать.
Например, под эту мелодию хорошо бы снимать всё в ч/б или с серыми, мрачными цветами. Или вот тут добавить красок и тем самым в истории героя показать флешбек. Уже под эту идею вы начинаете работать на препродакшне: искать рефы, актёров, команду и так далее.
Всё это, конечно, удобно, но у любой медали есть всегда две стороны. Если то, что мы расписали выше, можно отнести к идеальной ситуации, то дальше поговорим о реальности. А конкретнее:
Почему хорошо искать конкретную музыку уже во время постпродакшна?
Заказчик может не одобрить музыку
Случай, конечно, из ряда вон выходящий, но всё же такие истории тоже встречаются. Смотрите, вы разработали концепцию, всё обговорили и утвердили.
Вы отправляете черновой материал и тут вам приходит правка. Потому что по вашим словам заказчик представил одну работу, а увидел совсем другое.
Изменение настроения всего видео
Музыка — это один из инструментов того, как можно подать один и тот же кадр. Даже немного изменив тональность можно кардинально поменять настроение всего видео.
Поэтому лучше не спешите сразу утверждать какую-то одну мелодию. Лучше подберите несколько похожих треков, но с разным настроением, и уже на посте посмотрите, что из этого лучше передаёт настроение сцены.
«Нет вдохновения»
Пункт немного абстрактный, но сейчас попробуем объяснить. Представьте, что вы готовитесь к съёмке и не можете найти нужный трек. Вот вы уже всё перелазили и ничего.
По настроению вы понимаете, что это должна быть за музыка, но всё не можете её найти. В таком случае лучше не ломать себе голову и снимать без итоговой музыки.
И вот вы едете домой после съёмки и случайно слышите нужный вам трек по радио. Тут же его шазамите и потом уже находите дома. Или, например, вы слышите интересную композицию и уже потом находите на нее кавер версию. (кстати такой приём очень популярен при производстве трейлеров).
В каждом из этих методов подбора композиции есть свои сильные и слабые стороны. А пользоваться каждым из них по отдельности или комбинировать — решать только вам.
А как ищите музыку вы? Напишите об этом в комментариях.