Благодаря своим произведениям и своей карьере Чарльз Диккенс стал важнейшим символом Лондона XIX века и викторианского общества в целом. Его задумчивая меланхоличность и яркий юмор отражали два мощных течения английского мироощущения, его энергичность и оптимизм воплощали прогресс той эпохи, а призывая к социальным реформам, он озвучивал все тенденции своего времени.
Председатель попечительского совета лондонского Музея Чарльза Диккенса Пол Шлике написал книгу «Беседы с Чарльзом Диккенсом», в которой рассказал интересные факты о Диккенсе, а еще убедительно и точно передал манеру общения великого писателя.
В нашем материале расскажем пять любопытных фактов о Чарльзе Диккенсе, которые вы могли не знать.
Заядлый читатель
Чарльз Диккенс унаследовал литературный жанр, который к моменту его рождения процветал уже более ста лет, и сознательно пошел по стопам сэра Вальтера Скотта, чьи уиверлиевские романы завоевали этой форме высокую репутацию. Жадно читавший с раннего детства, Диккенс устами героя своего биографического романа Дэвида Копперфилда говорит: чтение было «моим единственным и постоянным утешением».
Он был хорошо знаком с традициями беллетристики, поэзии и драматургии, не говоря уже о таких популярных жанрах, как газетные статьи, уличные баллады, застольные песни и тому подобное. Все они подпитывали его творчество, а его наследие впоследствии точно такое же влияние оказало на литературные произведения последующих поколений.
Поклонник театра
Жизнь и творчество Диккенса были проникнуты театральностью. Он был завзятым театралом, автором пьес и талантливым актером, а также исполнителем потрясающих персональных выступлений на основе собственных произведений. Знаток искусства и критик Джон Рёскин великолепно охарактеризовал театральный элемент произведений Диккенса, сказав, что все им написанное освещено «кругом театрального пламени» — газовыми огнями рампы викторианского театра.
К числу своих ближайших друзей Диккенс относил Уильяма Чарльза Макриди, считавшегося ведущим трагическим актером своего поколения, и был консультантом в его попытке возродить серьезную драму. В свою очередь Макриди называл Диккенса практически единственным талантливым актером-любителем современности.
Страстный путешественник
Диккенс дважды побывал в Соединенных Штатах и Канаде и отправлял сыновей жить в Германии, Индии, Австралии и Канаде. В своих турне с чтениями он объехал Англию, Шотландию, Ирландию и Америку и серьезно задумывался о поездке в Австралию. Страсть к путешествиям отразилась в его творчестве. Помимо двух книг о своих поездках — «Американских заметок» и «Картин Италии» — в произведениях Диккенса есть много описаний путешествий, начиная с рассказов о пеших прогулках и кончая поездками в каретах, на омнибусах и на кораблях. В 40-х годах Диккенс с семьей год прожил в Генуе и надолго останавливался в Лозанне и Париже. Позднее он часто отдыхал в Булони, нередко в обществе Эллен Тернан, любовью своих последних лет.
Ненавистник черного цвета
Внешность у Диккенса была запоминающаяся. Он всегда носил яркую одежду, ненавидя черный цвет, принятый тогда у мужчин среднего класса. Соответствуя собственному призыву «Поярче! Поярче!», он мог надеть алый жилет, бутылочно-зеленый сюртук и брюки в аляповатую клетку. В пожилом возрасте он выглядел гораздо старше своих лет: его измотал писательский труд, которому он предавался с работоспособностью и энергичностью десятерых. Никто и никогда не трудился столь усердно и неустанно.
Любитель спокойных развлечений
В детстве Диккенс не отличался крепким здоровьем и, когда ему предложили писать об активных развлечениях, сказал, что он «не охотник и не рыбак, и признает только всяческие способы передвижения». Он страстно любил пешие прогулки, ежедневно проходя многие мили, особенно по ночным городским улицам. В Гэдс-Хилл он развлекался прыжками через барьер, кеглями и набрасыванием колец на колышки, а также стал спонсором местного крикетного клуба, который проводил игры у него на поле.
Диккенс также был большим любителем театра и цирка. В своих произведениях он описывает удовольствие и чувство единства зрителей, которые на этих зрелищах забывают о повседневных трудах, и то, как такие зрелища стимулируют воображение или «фантазию». Однако с его жизнью и произведениями наиболее тесно связано одно развлечение — празднование Рождества.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.