Найти в Дзене
Иван Енотов

Чернобыль (2019)

Хвалить или ругать "Чернобыль", основываясь на бытовой достоверности показанного, довольно легко - но фраза "Ой, у меня дома точно такой же красный телефон был", равно как и "Вот клюква, в советских роддомах колыбельки для младенцев рядом с кроватью матери не ставили" ничего не скажет ни о его форме, ни о содержании. Хотя и то, и другое крайне интересно разобрать.

В этом плане крайне характерным будет эпизод из финала 4 серии с ликвидаторами-"биороботами", сбрасывающими с крыши АЭС куски радиоактивного графита. Казалось бы - люди с лопатами просто бросают камни, что в этом может быть особенного? Но снятый единым дублем, с приглушёнными красками, с трещащим за кадром счётчиком, считающим то ли уровень радиации, то ли сокращающиеся годы жизни ликвидаторов, этот двухминутный отрывок по напряжённости даст фору многим психологическим триллерам. Причём, если подумать, то ничего новаторского в эпизоде нет - все эти приёмы так или иначе уже не раз встречались в кино и раньше. Но в "Чернобыле" они вдруг преподносятся с какой-то ювелирной точностью: ничего лишнего, всё выверено до чёрточки.

Это относится даже к моментам, которые для отечественного зрителя кажутся какой-то излишней "клюквой" и перебором - например, к эпизоду с шахтёрами, которые предстают этакими подземными гномами, покрытыми угольной пылью. Но и в этом случае, если не заморачиваться на достоверности, свой символический образ персонажи вполне выполняют. Более того, выглядят они гораздо более убедительно, чем люди-функции "ударники труда" из советских произведений 30-х годов, да и мотивация для самопожертвования у них гораздо более адекватна и реалистична: спасение мира, а не повышение показателей по выплавке чугуна.

Впрочем, это не единственный момент, когда во время просмотра возникают ассоциации с т.н. соцреализмом: с определёнными оговорками весь сериал в принципе можно отнести к жанру "производственной драмы". Правда, с поправкой на отсутствие пропаганды и западный менталитет (отсюда вся концепция финальной серии, строящейся вокруг судебного заседания - тема для США крайне характерная и в чём-то уже традиционная). Выясняется, что при правильном подходе жанр этот вполне может быть и интересен, и востребован. Более того, он вполне может не вдалбливать в голову пропагандистские и идеологические максимы, а очень уважительно и аккуратно рассказывать о подвиге и героизме людей, даже не прибегая к излишней мотивации и психологии.

Ведь, если подумать, все центральные персонажи так или иначе проявляют героизм. И академик Легасов - мужественно принимающий участие в ликвидации катастрофы, а после пытающийся донести до коллег правду о причинах аварии. И зампредседателя Совета Министров СССР Щербина, упрямо организующий работы на аварийном реакторе, понимая, что тем самым сокращает себе жизнь. И Людмила Игнатенко, самоотверженно ухаживающая за своим мужем, получившим смертельную дозу радиации. Да и прочие персонажи, иногда появляющиеся в сюжете на пару минут, вызывают у зрителя и уважение, и сочувствие.

В результате "Чернобыль", проведя зрителя через атмосферу тотальной безысходности и обречённости, в конце оставляет ощущение скорее светлое и восторженное. Не в последнюю очередь потому что срабатывает "эффект узнавания" - но не бытовых деталей, а скорее типажей героев: это действительно тот случай, когда на их месте мог оказаться любой, вне зависимости от государственного строя и страны проживания.
#рецензия на сериал #чернобыль #сериал чернобыль