Наткнулся в сети на любопытную статью о первых бьюти-фабриках в стране. Мне по-прежнему интересно заглядывать в историю и узнавать, как в переломные моменты действовали творцы и бизнес, создавалось новое. Ретроспектива помогает понять и перспективу. Делюсь с вами.
Когда во Франции открылся парфюмерный дом Guerlain, в России ждали еще 15 лет и… скопировали концепцию. Случилось это в 1843 году, когда Альфонс Ралле стал выпускать духи, мыло, помаду и пудру «как у них» на первой в России косметической фабрике. Сырье закупали за границей, над разработками трудились зарубежные парфюмеры. В том числе, Эрнест Бо — будущий создатель Chanel №5.
До этого в Москве и Петербурге с бьюти-товарами для аристократов была напряженка: их либо производили на заказ ограниченными партиями в помадных лавках и лабораториях при аптеках, либо возили в чемоданах из заграницы. Прям как мы сейчас пармезан.
К началу XX века бизнес Ралле масштабировался, на юге страны высадили свои плантации растений, чтобы не зависеть от иностранного сырья.
В 1864 году монополия Ралле закончилась с приходом на рынок парфюмера Анри Брокара. Он, его ученик Алексей Бурдаков и рабочий Герасим затеяли производство в бывшей конюшне. В день троица поставляла от 60 до 120 кусков мыла, Анри сам развозил их по московским лавкам и нагло демпинговал: «Детское» и «Народное» мыло продавал за 1 копейку вместо 10.
На прибыль он-таки исполнил свою мечту, открыл «Торговый дом Брокар и Ко», а широким слоям населения двери в мир бьюти. Крем для лица «Снежинка», пудра «Лебяжий пух», помада «Румяш» — все про него. Такая демократичная политика не помешала компании стать поставщиком императорского двора. К столетию дома Романовых «Брокар и Ко» выпустили духи «Любимый букет императрицы», который отметился наградами европейских выставок.
Пока Ралле и Брокар думали о прекрасном, провизор Александр Остроумов применил к косметике научный подход. Выпустил первое мыло от перхоти, отбеливающий крем «Метаморфоза» и средство от облысения «Радий». Дада, с радием в составе. Токсичность этого элемента была изучена позже, но вот оно, первое упоминание о российской космоцевтике — 1885 год!
Остроумов отметился еще и тем, что фактически создал селебрити-маркетинг. Свои сэмплы он щедро раздаривал столичным актрисам, а те благодарили отзывами, которые он публиковал в журнале «Наши артистки». А, как вам такое?
После революции 17-го года предприятия всех трех новаторов были, само собой, национализированы и несколько лет выпускали только мыло. «Чистота — лучшая красота» — скандировала пропаганда и высмеивала женщин с макияжем, но за этим лозунгом просто меняла повестку. Денег на пудру и помаду у населения попросту не было.
Так оформился хрестоматийный образ коммунистки 20х: с аккуратной прической и патриотичным блеском в глазах вместо макияжа.
Тогда же производство Ралле переименовали в «Свободу», а Брокара — в «Новую Зарю». Они и сейчас работают: «Свобода» ушла в концепцию натуральной косметики Svoboda Natural, а «Новая Заря» и по сей день продает тот самый «Букет Императрицы», который теперь называется (вы не поверите) «Красная Москва».
Мне было очень интересно читать, а вам?
* По материалам flacon magazine
#мода и красота #мода и стиль #история моды #бьюти #индустрия моды #индустрия красоты