Найти тему
Играй, гармонь!

«Такие люди – гармонисты…» (из писем)

«Я пошел подпаском пасти скотину. И отец купил мне за это тульскую заказную хромку. Я спал и видел себя гармонистом. Отец тоже умел играть. Когда я начинал учиться – «пилить», мать говорила: «Замолчал бы… тошнит от твоей игры. Вот отец заиграет – есть что послушать». Я уходил туда, где меня не было слышно, и все «пилил». И вот однажды сыграл всем. После меня стал играть отец, и мать сказала: «Замолчал бы… Вот Колька заиграет – есть что послушать!»

Н. Е. Абрамов, г. Донской Тульской области

«В молодости хорошие брюки и фуражку отдал за плохонькую двухрядку. Хоть отец за брюки и всыпал, но гармошка все-таки была!»

Ермаков, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

«Я как родился в 1927 году, так мой крестный отец и сказал: «Будет гармонистом». Как он знал?!»

П. П. Недилько, г. Днепродзержинск

«Когда я беру в руки гармонь, то думаю о том, что от меня будет зависеть настроение присутствующих. Я знаю, что первые мои аккорды, первые переборы сразу обратят на меня внимание всех. И если даже заиграю веселое и вижу у окружающих радость, улыбки, сам все равно стараюсь держаться спокойно и с достоинством».

А. М. Тарасенко, г. Минск

-2

«В 1933 году мне не было еще и пяти лет. На мой день рождения отец купил гармошку. Принес, достал из футляра, поставил мне на колени: «Учись, сынок!»

Наверно, года через два, когда я достиг определенного «мастерства» в игре, отец, видимо, решил похвастаться мной и пригласил старого, единственного тогда в городе баяниста Мартьянова. Усадили меня на стул, сами сели на диван, и я начал играть «Светит месяц…», «Во саду ли, в огороде…», «На реченьку», «Коробейники», частушки, вальсы и т.д. Вижу довольное лицо отца. Вижу, как сразу после начала игры лицо старого баяниста вытянулось, потом приняло какую-то другую форму, глаза его удивленно глядели на меня. «Ага, нравится!» – это придавало мне желание играть еще лучше и дольше.

Когда я «выиграл» все, что мог, баянист подошел ко мне и ласково сказал: «Сынок, ты здорово играешь, но… гармошку надо держать не так, а вот так».

И он перевернул инструмент как бы вверх ногами».

Ю. А. Ивановский, г. Москва

«Открою футляр, вдохну – и сразу во мне и детство, и любовь, и «стены древнего Кремля». Могу вот так невзначай проиграть до самого утра. Какая легкая и приятная наша дедовская музыка!»

А. В. Рослый, г. Ростов-на-Дону

-3

«Есть еще виртуозы! Поставит гармонь на табуретку, приплясывает, а гармонь, кажется, сама играет. Потом схватит ее на ходу и продолжает играть, как будто и не было в игре остановки».

А. Н. Гагаркин, с. Идра Красноярского края

«Шел 1947 год. Москва. Я со своей подругой соседкой Саней Горбачевой поехала в ГУМ купить ей гармошку. Выбрали самую красивую. И Саня заиграла и запела на весь ГУМ. Подходил народ, все подпевали и подплясывали (тогда столько народу, как сейчас, в ГУМе не было). И в вагоне метро Саня пела и играла, и в автобусе. Доехав до своей остановки – а жили мы тогда в Крылатском, село было на 600 домов, – Саня снова запела под гармонь на всю улицу. Люди бросали дела, скотину и кучей бежали к нам петь. Событие – девка гармонь купила на первые деньги!»

Н. В. Сорокина, г. Москва

-4

«Быть настоящим виртуозом гармонистом или аккордеонистом не проще, чем, скажем, быть мастером международного класса по теннису, футболу или шахматам. Предлагаю устроить по ТВ состязание гармонистов с последующим присвоением почетных титулов. Например: «гармонист Европы», «баянист СССР», «аккордеонист СССР (Европы, мира)» и т. п.».

С. С. Калугин, г. Копейск Челябинской области

-5

«Недавно мне пришлось быть на свадьбе в банкетном зале на втором этаже ресторана. А на первом этаже тоже была свадьба. Первый этаж начал свадьбу раньше. Пока у нас шли поздравления, на втором этаже уже играл магнитофон. Через некоторое время магнитофон заиграл и у нас. Молодежь танцевала, люди постарше скучали. Мой товарищ говорит: «А что если привезти гармошку?» (У него была дома подаренная гармонь.) Я ему: «В ресторане – гармонь? Нас просмеют».

Но он поехал и привез. И тут началось! Я заиграл «Подгорную», все всколыхнулись, заплясали – и стар и млад. Вскоре к нам пошла молодежь с первого этажа, включаясь в пляску. А один парень предложил деньги, чтобы я спустился к ним. Я ему говорю, что и без денег буду рад сыграть, но надо просто договориться с представителями моей свадьбы. (А они меня не отпускают, «Играй нам!» – говорят.)

И вот ребята с первого этажа все-таки уговорили нашу ведущую свадьбы, и я спустился вниз. Заиграл вальс «Дунайские волны». Тут тоже все оживились, начали танцевать. Потом пошла «Цыганочка». А наши уже бегут за мной: «Всё-всё, хватит, мы тебя не дождемся!» Не поверите – весь вечер меня разрывали между этажами. Вот тебе и «просмеют»!»

А.И. Аристов, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан