Найти в Дзене
Виолетта Зайцева

Ораторское искусство: Почему люди учатся говорить в современном мире?

Оглавление

Голос важный инструмент в жизни человека. Многие недооценивают его. Благодаря одной лишь интонации можно ярко похвалить или деликатно послать человека, можно озвучить несколько персонажей любимого мультфильма, например, сделать высокий голос, как у Гаечки или грубый, как у Бармалея. Голос может поспособствовать устроиться на работу мечты, с помощью него можно говорить, как любимый радиоведущий с fm волны или просто заинтересовать публику.

Все к такому природному инструменту относятся по-разному. Кто-то сразу расстраивается и мирится с тем фактом, что от природы его речь тихая, невнятная или быстрая и неразборчивая. А кто-то наоборот стремится развить весь диапазон голоса и благодаря такой цели идет на мастер-классы, посвященные ораторской речи. В этой статье мы посмотрим, с какими проблемами и целями люди приходят на это мастерство. Разберемся, является ли ораторское искусство актуальной, развивающейся отраслью и поймем можно ли достичь поставленных вершин и целей на мастер-классах по речи.

фото взято с открытых источников "Яндекс"
фото взято с открытых источников "Яндекс"

По приложению «Яндекс. Вордстат», мы посмотрели статистику запроса слова «ораторское» и поняли насколько этот вопрос актуальный за последний месяц 2022 года. Статистика показывает, что больше по количеству людей, такой запрос делали в Евразии – 74.490 раз. Россия идет на втором месте всех стран – 69.416 раз. На самом последнем месте по запросам идут Словакия, Индия, Мальта, Сан-Франциско и пр. (полный список можно посмотреть на официальном сайте, ссылка: https://wordstat.yandex.ru/#!/regions?words=%D0%9E%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5). В новосибирской области люди слово «ораторское» набирали в запросе 1.402 раза.

Само слово «оратор» было введено в поисковую строку 74.829 раз, «ораторское искусство» 40.310 раз, «ораторское мастерство» – 15.613 раз, «ораторская речь» – 10.501, «ораторские курсы» – 10.123 раз. 506.403 раза интересовались, что такое речь – «речь это», а вопросом риторики «риторика это» – 16.140 раз.

Такая статистика дает понять, что на 2022 год данная отрасль является нужной и востребованной. Из-за активной конкуренции на рабочем рынке, из-за больших требований к собеседнику, из-за ощущения, что все много чего умеют делать, и только ты сидишь на месте, а также из-за большого информационного поля, психологических и физиологических качеств, ораторское искусство набирает все больше популярность. Все больше становится доступным платные курсы различных тренингов, массовые практики, а также бесплатные марафоны и видеоролики на платформах интернета.

Найди своего ритора

Дмитрий Соколов, 28 лет: «Вообще я работаю менеджером. В такой профессии голос тоже важен. Нужно сделать так, чтобы люди тебя услышали, поняли и приняли какой-то факт, который я пытаюсь донести до них. Но параллельно я развиваю свои социальные сети. В них я выкладываю пародийные выступления на разных артистов. В первую очередь, я пошел обучаться ораторскому искусству именно для этой цели. У меня от природы «дрожит» голос. Он то высокий, то тут же низкий. Меня не устраивали эти «горки», они мешали пародии, поэтому пошел я прокачиваться.

Сейчас я своими глазами вижу, как мои охваты в сетях начали расти. Скорее всего, это еще и из-за харизмы, которую в нас развивали на курсе. Помню, как ходил на ораторскую речь в 21 год. Как раз этот год был перед выпускным. Хотел забабахать красивую речь с ровным голосом и правильной интонацией, чтобы все прониклись моими словами. Но по итогу, я сходил на пару занятий к этому мастеру и ушел не довольный педагогом. Мне казалось, что это был мастер самостоятельного обучения. Начитался книг, понял смысл, а какого-то четкого подхода не разработал. Все было в куче. Поэтому важно читать много отзывов о курсах перед оплатой или сходить на пробное бесплатное занятие, если такое имеется».

Результаты социологического опроса показали, что, действительно, люди не приходят на подобное обучение бездумно. Им важно, чтобы курс сочетал в себе несколько аспектов: мотивацию, психологию восприятия, удовлетворение эстетическими чувствами. 43% людей уделяют внимания на актуальность тематики и профессионализм ритора; 39% обращают на искренность и правдивость лектора. По 32% на глубину анализа поднятых проблем и конкретность подхода к рассматриваемым вопросам. 31,5% - обоснованность, доказательность, убедительность; 31 % - выразительность речи, остроумие; 19% - логика изложения материала. (Источник: https://scicenter.online/psihologiya-pedagogika-scicenter/psihologiya-oratorskom-iskusstve-50866.html)

Педагог школы ораторского искусства «Король говорит!» – Анна Терехова: Речь – это психологический процесс. Умение правильно говорить помогает стать более уверенным, раскрепощенным и убедительным ритором. К каждому человеку нужно найти персональный подход. Нельзя выполнять роль «конвейерной работы». Обычно, клиенты, которые приходят к нам это те люди, для которых голос является профессиональным навыком: руководители компаний, риелторы, менеджеры, врачи, преподаватели и т.д. Каждый приходит со своим конкретным запросом от курса, поэтому важно слушать клиента, вникать в его проблему.

фото взято с официального сайта школы "Король говорит"
фото взято с официального сайта школы "Король говорит"

Несколько советов от школы «Король говорит»: На ораторское мастерство приходят люди, которые хотят быть услышанными. Для того чтобы донести свою точку зрения и сделать так, чтобы оппонент вас услышал даже во время спора, нужно заняться своей речью и научиться вести диалог. Фишки при споре с собеседником:

  1. Сохранять холодную голову
  2. Подготовиться к спору: сначала высказать тезисно вашу точку зрения, затем привести аргументы, после можно показать иллюстрацию.

Цены в данной школе зависят от ритора и конкретного курса. «Ораторское искусство» онлайн обучения с Артемом Держуном стоят 9.900 рублей за 4 недели. «Техника речи» с Еленой Вдовиной – 6.900 за 3 недели, «Техника влияния и убеждения» с Владимиром Шопинским 1.490 рублей за неделю, а курс Анны Тереховой в школе ораторского искусства в Новосибирске стоят 12.900 рублей за месяц.

Ораторское мастерство и импровизация

Ораторское искусство связано с умением импровизировать. Импровизация в этой области помогает развивать речь, улучшает скорость мышления и даже раскрепощает человека. Делает его харизматичнее и помогает освоить правило «нет никаких ошибок», ведь про совершенную ошибку знает только сам человек, который эту «ошибку» сказал, для остальных это фишка, пока вы сами не укажите на неверно допущенное слово или смысл.

Денис Кривцов, 32 года: «Я пришел на курс со своей личной проблемой – мне казалось, что моим друзьям не интересно со мной общаться. Точнее, они естественно разговаривали со мной, но я не был в центре внимания. Не был тем заводилой, которым хотел быть всегда. Я какой-то спокойный человек, у меня размеренная речь, не было индивидуальной фишки. Не хватало артистизма, возможно, жестикуляции, свободы в движении. Именно с такой проблемой я и попал на данный мастер-класс. Мне понравилось описание курса, стаж и опыт педагога».

Антон Захарьин – тренер по импровизации с 18-летнем стажем. В 2011 году вместе с действующим актером шоу «Импровизация» Арсением Поповым создали театр импровизации «СраЗу», куда пригласили второго действующего актера – Сергея Матвиенко. В 2015 году создал Театр «Вангоги» с длинной формой импровизации, а в 2020 году стал соучредителем вместе с Ольгой Митрофановой школы юмора и импровизации «Impro school». С октября этого же года создал авторский онлайн курс.

У Антона (просто Антона, как он представляет сам себя), два года назад стартовали первые пробные онлайн курсы по импровизации «1.0», сейчас на апрель 2022 год Антон провел последнее занятие 7 онлайн курса «7.0» первой ступени. Курс делится на 3 уровня, пройти количество уровней можно по желанию, т.к. каждый из них завершенный набор навыков. Сначала курс назывался «Импровизационным кунг-фу», а сам Антон представлялся в образе мастера кунг-фу. Сейчас мастер-класс перерос в онлайн школу и имеет название «Импрология». Педагог не изменяет своим традициям, одевается все так же, как настоящий кунгфуист: черное, длинное кимоно и широкая повязка этим же цветом на волосах.

Фото: inst. Антона Захарьина
Фото: inst. Антона Захарьина

Сегодня мы побывали на мастер-классе у Антона Захарьина, урок которого посвящен ораторскому искусству:

На занятии находится 14 человек – больше половины учеников этого курса. Обучение происходит онлайн в 11:00 по московскому времени, можно подключиться из любого города и даже страны, поэтому кто-то не успевает из-за работы, кто-то проспал. Но основной заинтересованный и ответственный состав пришёл вовремя.

Татьяна, самая старшая на курсе, включила камеру в зуме и выбрала необычный фон в виде Парижского моста вместо собственного фона дома или офиса. Катерина находится дома, в её камере виден заправленный диван с белыми простынями, яркий солнечный свет с приоткрытого окна и импрессионистскую картину на белой стене. А вот Денис – работник большого завода, вышел на онлайн встречу прямо на рабочем месте в перерыве и не стесняясь, сейчас будет выполнять все указания «мастера-кунг-фу». Остальные ученики тоже либо дома, либо на работе, либо в школе. Поэтому 4 человека сидят без видеосвязи, однако стараются выполнять все задания по мере возможности.

Так как это уроки по импровизации, то занятие начинается со стандартной разминки, характерной для этой отросли. Антон Захарьин сначала со всеми здоровается, начинает непринуждённое общение с некоторыми учениками, затем начинает разминку. Игра называется «3 по 15». Задание такое: сначала нужно по очереди быстро назвать 15 вещей, которые ты видишь вокруг себя. Например, видишь стул, произносишь вслух слово «Стул» тыкая на него пальцем, и так еще 14 предметов. Затем нужно назвать другие 15 слов, но уже твоё слово должно «отставать» от предмета: например, видишь сумку и указываешь на неё пальцем, но ничего не произносишь, зато потом видишь следующий предмет, допустим, подушку, и уже указывая на подушку, произносишь предыдущее слово, в нашем случае это «сумка». Таким образом, ваши слова будут отставать от указанного предмета, а мозг будут тренироваться. Следующие 15 слов произносятся, как говориться «на рандом». Видишь ковёр, а вместо ковра говоришь «мышь», видишь шкаф, а говоришь «кипарис», в этом случае стоит произносить слова, не задумываясь, но которые не были сказанные в предыдущих раундах. Такая лёгкая разминка разомнет и подготовит мозг на следующие упражнения и игры.

Так как сегодня урок ораторского искусства, следующим упражнением мы разминаем лицо. Все очень просто – сначала массаж лица пальцами. Небольшими щипками проходимся по всему лицу, оттягивая слегка кожу. Следом начинаем как можно карикатурнее кривляться. Самое главное, это не стесняться того, как ты будешь выглядеть, чем смешнее – тем лучше. Это все-таки урок и про юмор. Такое упражнение поможет побороть свой комплекс «а что обо мне подумают, а как я смотрюсь со стороны» и уберет спазм с мышц лица.

Далее немножечко теории. «Не бойся при своем разговоре или действии совершить ошибку». Мы уже проговорили, что жизнь – это импровизация. А импровизация это, прежде всего, спонтанность, неожиданность. Что при разговоре с другом, что при выступлении на аудиторию, не нужно бояться сказать «не то». Если так получилось, что возникла большая пауза подумать, можно ее обыграть в дальнейшем, можно прямо сказать аудитории о своем «конфузе», таким способом еще больше получится расположить людей к себе. Никто не идеален, любой «провал» только для «провалившегося» человека кажется «потерей всех потерь».

Фотография со страницы ВК сообщества "Импрология"
Фотография со страницы ВК сообщества "Импрология"

Антон Захарьин: «Я не считаю спокойствие чем-то плохим. Естественно, мы учим наших учеников актерским навыкам, не бояться себя, активничать. Но это не значит, что все должны быть как под копирку: веселые, заводные, «оторви да выбрось». Кто-то должен быть и «уравновешенным» (смеется) – это выравнивает баланс. Конечно, если человек придет с запросом, чтобы изменить себя, стать не меланхоличным, а бойким, шустрым – он им станет, он это прокачает. Главное – захотеть. Но, как известно свое нутро не изменить, лучше принять себя и развивать свои конкретные фишки. У нас на курсе учатся находить себя. Мозг – это мышца, которую можно точно так же, как бицепс, тренировать. Мы больше учим навыку импровизации не для сцены, а для жизни. Ведь, жизнь – это и есть постоянная импровизация: что-то быстро ответить в стрессовой ситуации, эффектно отмазаться от пропуска на работе, да даже играть с детьми это всегда импровизация, никогда не знаешь, куда тебя заведет история, как поведет твоя малышня. Поэтому важно тренировать эту способность, она в любом случае пригодиться. Вы в любом случае найдете что-то для себя, и вы точно откроете нечто новое в себе».

Курс в «Impro school» стоит 11.900 рублей за месяц обучения (8 занятий). Туда входят мастер-классы Антона Захарьина, а также педагогов по ораторской речи. Перед стартом курса соучредитель запускает трехдневный бесплатный онлайн марафон. На нем подробно можно узнать о предстоящих занятиях, спросить волнующий вопрос, поиграть в игры, «размять» мозг.

Сценическая речь или как снять зажимы и страхи

фото взято с открытых источников "Яндекс"
фото взято с открытых источников "Яндекс"

Ольга Петрова, 21 год: «Я скромный человек по жизни, и не могу это принять в себе. Я борюсь с этим. Мои желания не совпадают с моим внутренним состоянием. Хочу свернуть горы, но мой внутренний страх не дает этого сделать, в итоге сижу на месте и трясусь, а могла бы уже создать жизнь своей мечты. Именно с такими мыслями я пошла в НГТИ на подготовительные курсы. Мне тогда было 18 лет, училась в 11-м классе. Пошла я для раскрепощения личности, а не для того, чтобы поступить на актера в будущем. Мне всегда нравилась архитектура, сейчас я и учусь на архитектора. Но мои страхи были настолько велики, что боялась подавать документы по специальности, не давал осуществить свои цели внутренний блок. Думала постоянно о новом месте, куда пойду учиться, о том, что после вуза на работе не смогу удержать клиента, так как не уверенная в себе, тихо говорю, буду не интересна как специалист. Я знала, что там будет актерское мастерство, на котором придется перебарывать свой страх, знала, что будут танцы, где покажут потенциал моего тела. Знала, что там есть сценическая речь. По большей части пошла ради нее. В итоге, мы, действительно, проходили там то, что мне нужно: как правильно говорить, куда делать акценты в словах при разговоре, разрабатывали артикуляцию, тренировали мышцы лица и свою память. Голос стал у меня сейчас выразительнее, проговариваю лучше слова, т.к. продолжаю тренировки самостоятельно дома до сих пор. Я не пошла на другие какие-то курсы ораторского мастерства, потому, что в театралке мне хорошо помогло еще актерское мастерство, и я знала по отзывам подруг, что так и будет».

Педагог театрального института Зубкова Наталья Александровна:Сценическая речь, безусловно, похожа на риторское искусство. В ней также важна уверенность в себе, харизма, четко поставленная дикция. Но это все-таки разные направления. Ритор должен завоевать внимание аудитории, донести свой текст так, чтобы люди не заскучали и все поняли. В сценической речи же, главное – передать эмоции художественного произведения, выразить чувства, которые заложены автором, о которых говорит режиссер, которые видит сам актер. Если говорить что больше поможет обрести уверенность, ораторская речь или сценическая, тут, наверное, стоит уточнять, для чего именно тебе быть уверенным. Потому что ритор и актер это два человека с разной задачей.

Психолог Ольга Панова: «Современный мир стал жесток, он требует от людей слишком много: бойкости, стойкости, напористости. Чаще всего, с таким сложно справиться молодым людям, они закрываются в себе. Это, естественно, не выход. Нужно обращаться к специалистам, искать корень проблем и избавляться от него. Чтобы избавиться от зажатости и скованности самостоятельно, нужно пробовать применять специальные техники. Например, во всем находить позитивное и полезное для себя. Потому что важнее это чему-то научиться, а не воспринимать все задания жизни «нравится», «не нравится». Нужно хвалить себя за каждую совою макси и микро цель. Сходила к начальнику за повышением зарплаты – молодец, выполнила свой максимум; поела суп с 38 градусами температурой, вообще умница, микро цель для ближайшего выздоровления достигнута.

Если не помог такой способ. Есть еще один: перестать относиться ко всему слишком серьезно. Не нужно на всех подряд вещах заострять внимание, надо научиться снижать важность. Это можно делать в форме игры. Это своего рода, индивидуальный квест, который ты должен преодолеть для себя».

Таким образом, мы выявили истинные причины, по которым люди ходят на ораторские курсы в современном мире. Многие идут за конкретной целью – поставить свою речь, сделать дикцию четкой и внятной. Но с каждым годом к первоначальным задачам ораторских мастер-классов добавляются и другие. Самая массовая, это раскрепостить человека с помощью диапазона своего голоса. Сталкиваясь с различными трудностями, травлями, человек замыкается в себе. В 21-м веке начали бороться с такими проблемами, все больше людей узнают новые термины (буллинг, харассмент абьюзмент и т.д.) и пути их решения, не боятся высказаться. В связи с этим, курсы по ораторскому мастерству стали шире, основная задача их увеличилась, а ритор стал не только учителем, но и психологом. Люди в большей степени предпочтут не просто мастер-класс по ораторской речи, а курс ораторского искусства в совокупности с раскрепощением тела, увеличением навыков и прокачки собственного «Я».