Как живёт современный Иран и что стоит о нём знать
Иран – одна из стран-лидеров по количеству наложенных санкций. Авторы контента на общественно-политическую тематику в последний месяц нередко обращаются к образу этого государства. Иран отключён от банковской системы SWIFT, западные бренды не ведут там бизнес, а в самой стране несколько курсов валют. России предрекают иранский сценарий и новую модель квазивалютного государства иранского образца.
Но отойдём от политики. На эту тему и так написано много текстов. Лучше посмотрим, а как, собственно, живёт Иран с культурной точки зрения. Что там может найти для себя россиянин, как относятся к нам иранцы и почему стоит заранее подготовиться к знакомству с этой страной?
«Иран – это исламская страна, где законы шариата действуют на равных с конституцией страны. Все женщины должны носить платок, никаких оголённых частей тела, никаких публичных проявлений чувств» – рассказала Татьяна Ильина, автор блога bazariran.ru и туристического паблика про Иран.
Проявления этого можно обнаружить ещё до того, как сходишь с трапа самолёта. «Невольно замечаешь, как пассажирки-иранки во второй половине полёта начинают надевать платок», – рассказала Сумбула Султанова, дважды ездившая в Иран и стажировавшаяся в одном из крупнейших университетов Тегерана.
Ксения Коваленко, ещё одна наша собеседница, изучала Иран и ездила на языковую стажировку от Российского государственного гуманитарного университета. «Стоит как минимум поговорить с людьми, которые были в Иране или что-нибудь изучить про эту страну, потому что очень в ней существует много вещей, которые европейцы не понимают», – такой совет она дала тем, кто собирается в эту страну.
Как отметили наши собеседницы, иранцы относятся к россиянам позитивно. «Турист – гость, а гость на востоке – подарок Бога», – уверена Татьяна Ильина. «В подавляющем большинстве случаев иранцы относятся к россиянам не просто благожелательно, а очень благожелательно. Старшее поколение не говорит Россия, его представители используют слово «советский», имея в виду Советский Союз», – добавила Сумбула Султанова.
Впрочем, при подобном благожелательном отношении нельзя забывать один геополитический нюанс. У иранцев хорошая память и серьёзно развито чувство собственности. «Они не могут простить нам русско-персидские войны. В результате русско-персидской войны 1826-1828 года был заключён Туркманчайский договор, в результате которого у иранцев отняли немаленькую часть территории. Этого до сих пор простить не могут», – рассказала Ксения Коваленко.
Санкции, наложенные на иранцев, поставили экономику Ирана на грань дефолта, считает Татьяна Ильина. Она добавила, что у Ирана огромная инфляция и куча проблем экономического характера. Но за 40 лет под санкциями иранцы привыкли и нашли множество лазеек.
Это касается и западных брендов. Ильина пояснила: «Например, компании Apple в Иране нет, но везде продают айфоны и у многих они есть. Instagram* в стране заблокирован извне и изнутри, но у всех есть страничка. Внутри страны не действуют платежные системы VISA и MasterCard. Но в магазинах с большим чеком вам достанут из-под прилавка терминал банка, например, эмиратского или турецкого, чтобы вы могли оплатить покупки».
* Meta Platforms Inc. Признана экстремистской организацией на территории РФ.
Тем не менее, по мнению Ксении Коваленко, стране удаётся неплохо жить под санкциями. «В Иране очень хорошее импортозамещение, там придумали альтернативу всему. У государства своё производство, и оно ни в чём не нуждается», – рассказала наша собеседница. Впрочем, она добавила: «нет производства современных автомобилей. Когда смотришь на иранские машины, волей-неволей начинаешь соотносить их с советскими, можно подумать, что они достаточно старые. Однако богатых людей это не касается…»
Довольно интересно, что богатство и престиж измеряются не близостью к центру города, как это принято в России. Здесь есть деление по районам. «В Иране богатые люди и знаменитости живут на севере. А на юге живут те, кто победнее», – рассказала Ксения Коваленко.
В целом рассуждать о том, бедно или богато Иран живёт под санкциями, не очень корректно. Как и в любой стране, здесь есть люди с разными уровнями дохода.
«Тегеран, например, большой мегаполис, где есть современные торговые центры, классные библиотеки и множество объектов инфраструктуры. Там есть даже то, чего нет в Москве», – рассказала корреспонденту «МОСТ» Сумбула Султанова.
Поэтому корректнее говорить, скорее, о большом социоэкономическом разрыве.
В Иране есть свои нормы поведения – тароф. «Это стремление угодить, вежливый нейтралитет и вежливая дистанция между мужчиной и женщиной», – рассказала Татьяна Ильина. «Если ты приходишь в магазин и собираешься что-то купить, продавец как правило говорит, что это подарок. Он дарит его вам как гостю страны. На самом деле такое поведение просто вежливость. И надо как минимум ещё раз попросить продавца взять деньги», – предупредила Ксения Коваленко.
Для гостей из России зачастую актуален вопрос алкоголя. Ксения Коваленко говорит, что иранцы в этом отношении ведут двойную жизнь. На улице они порядочные граждане, которые не пьют и соблюдают дистанцию со своей второй половинкой. Но вино в Иране всё же делают в больших количествах. «В Иране ко многим своим друзьям я ходила в гости, и такого большого количества вина в огромных бутылях, я не видела даже в России. Те, у кого есть собственный домашний бар, хранят там разнообразный алкоголь, в частности популярностью пользуются хороший виски и русская водка», – поделилась Ксения.
Она рассказала о ещё одной важной культурной особенности – раздельных вагонах в метро. «Женщины и мужчины должны ездить в разных вагонах. При этом женщины зайти в мужской вагон могут. Вагоны разделены стеклянной перегородкой, мужчины видят всё, что происходит в вагоне женщин».
Если мужчины-европейцы зайдут в женский вагон, им никто ничего не скажет, но смотреть будут косо. Можно просто посмотреть, кто куда заходит.
«В Иране я чувствовала себя очень безопасно и комфортно. Впервые я поехала туда одна, без знания языка и с очень скромными знаниями английского. С очень небольшим опытом самостоятельных путешествий. Но я никогда не чувствовала тревоги, паники, замешательства. Я сама из маленького провинциального города. И скажу честно – в Иране я чувствовала себя безопаснее, чем в России. И для меня это лучшая страна для отпуска», – так охарактеризовала свою любовь к Ирану Татьяна Ильина.
Путешествовать по Ирану лучше всего на машине, это выгодно из-за недорогого бензина, хотя в последнее время цена на него стала выше. Опрошенные нами рекомендовали ехать в Тегеран, Исфахан, Шираз, Бушир, Мешхед, Кашан, Бендер-Аббас, Персеполис, посетить пик Тучал, озеро Урмия. Посмотреть можно много всего, главное, как отметили наши собеседники, стараться не приближаться к границе с Ираком.
Иранская культура может быть непонятна многим людям, привыкшим жить в соответствии с концепцией европоцентризма. Тут далеко не всегда спасёт знание английского, владеет им только молодёжь, да и то немногие её представители. И всё же россияне с похожей культурой соприкасаются чаще, чем европейцы. Нечто похожее на иранцев в культурном плане есть в таджиках, даже языки у них принадлежат к иранской группе языков, а некоторые лингвисты и вовсе признают таджикский подвидом персидского языка фарси.
Вполне вероятно, что в связи с последними событиями немало людей обратит свой взор на Иран – в культурном и в туристическом плане.