Найти тему

Учим английский по методике CLIL: мотивация и оценка результатов

clil, обучение английскому языку
clil, обучение английскому языку

В нашей компании мы всегда делали упор на результативность. Для нас высокие баллы студентов по итогам экзаменов - лучшая похвала и награда. Но можно ли считать только высокие баллы по языковым экзаменам показателем хорошей работы? Очень часто, когда мы обсуждали результативность, перед нами неизбежно вставал вопрос: а в чем же ее измерять?

Когда к нам приводят детей, я спрашиваю, какие задачи перед нами ставит родитель, и какие цели преследует сам ученик.

«Мы хотим, чтобы ребенок знал язык», - самый частый ответ родителей. Можно ли сказать, что ребенок знает язык, если он делает все тесты на пятерки, а в кафе не может заказать себе апельсиновый сок? Или же если он свободно общается за границей, но при этом не может объяснить правило использования Present perfect?

Мы уверены, что знание и теории, и грамматики, и смелость общаться на языке должны быть в «выпускном» наборе нашего студента. И если в более младшем возрасте мы делаем упор на разговорную часть, то к более старшему - практикуем больше письма и заданий, направленных на усиление грамматики.

Мы нередко сталкивались с проблемой, когда ученик успевал по чтению и говорению, но отставал по грамматике, и наоборот. В результате проб и ошибок мы пришли к методике CLIL, суть которой я начала раскрывать в предыдущих статьях.

CLIL обеспечивает не только контекст в изучении языка. Это система, которая имитирует подход изучения первого языка в детстве. Ведь когда ребенок приходит в детский сад, он уже общается со своими сверстниками и может сказать воспитателю, чего он хочет.

Эта компетенция была приобретена без какого-либо знания грамматики и дополнительных занятий.

CLIL не делает упор на знание поверхностных форм, таких как спряжение глаголов или структура предложения, акцент идет на понимание языка. Именно так мы учим язык в детстве и именно поэтому многие носители затрудняются в объяснении правил грамматики родного языка - они учили его в ходе обычной жизни: слушали, как общаются родители с друг другом, смотрели мультфильмы и фильмы, разговаривали и получали советы как правильно использовать слова и речевые обороты.

Методика CLIL предлагает учащимся тот же сценарий — увидеть язык, используемый для общения в концентрированном и актуальном контексте, в действии. Кроме того, применяя данный подход, авторы понимали, что при изучении любого языка ошибки, догадки и согласование смысла являются частями пути. И, хотя это прямо не указано, ошибки тоже являются элементами учебной программы.

Приведу пример одного из наших студентов, Кирилла. Кирилл ранее занимался у нас по программе Cambridge English и активно посещал занятия драмой. Регулярная работа на занятиях по драме, изучение грамматики, поездки в английские летние лагеря дали ему хорошую базу английского языка. Но мы понимали, что у Кирилла есть нераскрытый потенциал, и его родители решили усилить подготовку; так Кирилл стал заниматься математикой, изучать бизнес и историю на английском языке.
За полгода занятий Кирилл достиг отличных результатов: он обсуждает пути решения математических и геометрических задач, делает SWOT-анализ для предполагаемого стартапа, спорит о событиях Второй мировой войны, пишет эссе о событиях того периода - и все на английском языке. Безусловно, Кириллу есть куда расти и над чем работать. Но очень важно понимать, что весь тот объем языка, который он наработал, появился через изучение предметов. Язык для Кирилла перестал быть абстрактным событием в будущем, к которому ему нужно было подготовиться на случай, если он столкнется с ним. Язык превратился для него в живое явление, и Кириллу пришлось с ним работать, бороться с препятствиями, чтобы использовать его в достижении своих целей.

В изучении языка неизбежно встает вопрос мотивации, важность которой была установлена в результате многочисленных исследований.

Особенностью CLIL является использование личной мотивации учащихся к предмету - например, истории, бизнесу или математике (как это было в случае с Кириллом), которая косвенно направляется на целевой язык. Поскольку предмет и средство обучения неразделимы и взаимосвязаны, изучаемый язык в итоге выигрывает от естественного интереса учащегося к теме.

Кирилл, который ранее не изучал бизнес, вдруг обнаружил, что это очень интересный предмет и он может быть взаимосвязан с разными отраслями. С детства он мечтал быть пилотом самолета. Время несколько скорректировало желания и возможности, и теперь он может углубить свои знания в бизнес-авиации. Хотя авиация для него - основная движущая сила, изучение бизнеса на английском от этого только выигрывает. Помимо общей терминологии и понимания базовых вещей, у Кирилла будут познания в специальной терминологии. И это замечательно, не правда ли?

В некотором смысле CLIL начинается со страсти ученика и использует ее для подпитки дальнейшего обучения. Студенты не будут спрашивать у педагога: «Зачем я это изучаю? Где я буду это применять?» Они уже ответили на эти вопросы для себя.

В заключении хотела бы отметить, что процесс обучения иностранному языку нельзя назвать легким. Но мы опытным путем пришли к выводу, что CLIL – методика, которая интегрирует язык и содержание, помогает учащимся преодолевать естественные препятствия в обучении с большей мотивацией и большим интересом, а результаты от этого становятся более воодушевляющими.

©Диана Муканова, директор Kew School