Если подходить к писательству с утилитарной точки зрения, то нужно признать, что писатели работают в индустрии развлечений. Поэтому первая задача, которую ставит перед собой автор, — это зацепить читателя, чтобы вовлечь его в чтение книги.
Новички часто совершают ошибку, когда думают, что зацепить читателя нужно с первых строк каким-то необычным или ошеломляющим драматизмом. Кроме того, они путают драматическое напряжение со скупостью в выдаче информации. Им кажется, что если сделать ситуацию туманной, то это вызовет у читателя желания разобраться в том, что происходит. Но это не так. Туманные ситуации вызывают непонимание. А непонимание заставляет читателя чувствовать себя глупым, ему кажется, что им пренебрегают.
По большому счёту читатели хотят получить то же самое, что и редактор газеты: броский заголовок и ясное начало, которое даёт понимание, где и когда происходит дело. Представьте, что вы прочитали 5–10 страниц и не поняли, в каком городе или стране и даже в каком веке живут персонажи. Это раздражает. У читателя есть право сразу же узнать, с какими героями он имеет дело, в каком пространстве они существуют, богатые они или бедные и как зарабатывают на жизнь. Все эти сведения делают увлекательной всю ту информацию, которую вы сообщите дальше.
Соответственно, чтобы зацепить читателя, нужно использовать броский заголовок и ясное начало. Без драматизма, преувеличений и туманности. Возбуждайте любопытство информируя.
Если вам сложно начать с детальной информации, тогда пишите так, как пишется. А по завершении выкиньте первые две страницы вашего текста. Это очень эффективный способ избавиться от долгого вступления. Со временем вы отточите этот навык, и первые страницы романа будут даваться с каждым разом всё легче и легче.
Но бывает и так, что вы начали писать книгу и ещё толком не знаете, о чём она будет, пока не напишете много страниц. Бывает такое, что задумали одно, но в процессе появилась новая идея и вас унесло в другую сторону. В этом случае сложно написать начало, которое будет соответствовать всему остальному. Потому что вы не знаете, куда в итоге придёте. Тогда тоже лучше писать, как пишется. А когда придёт понимание, вернуться к началу романа.
Хороший пример — это роман «Унесённые ветром». В книге больше тысячи страниц, но к середине третьего абзаца мы знаем, что на улице жарко, что Скарлетт — богатая, очаровательная, молодая особа, вполне подходящая для ухаживаний, что она живёт на плантации отца. Название плантации мы тоже знаем. Как и знаем, что её отец — хозяин рабов, что действие начинается весной и происходит на рабовладельческом юге накануне Гражданской войны в США.
Кстати, если для рекламных текстов и постов в блоге рекомендуют начать с вопроса, обозначив так проблему, то это категорически запрещено делать в художественной литературе. Вопрос в начале книги вынуждает читателя ощущать себя тупым и не понимающим, кто спрашивает, кого, о чём и где.
Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал.
Поддержать мой блог ежемесячной подпиской можно на Patreon (для тех, кто за пределами России) или на Boosty (для тех, кто в России), а также разовым донатом на любую сумму в форме ниже.
#писательство #писательский блог #как написать книгу #как начать писать #как начать писать книгу #начинающий писатель #советы писателям #секреты писательского мастерства #сторителлинг #творческий процесс