Вопреки распространенному заблуждению, серебро на серебристых шиншиллах - это вовсе не черное на белом фоне, а как раз наоборот: серебро - тот самый белый фон, по которому "рассыпан", как молотый перец, черный типпинг* серебристых шиншилл.
Конечно, шиншилловоды обычно сразу понимают, что имеет в виду покупатель домашнего любимца, когда говорит, что хотел бы видеть на серебристой шиншилле "больше серебра". Он имеет в виду вовсе не больше серебра, а больше черного типпинга, больше этого "перчика", которым как будто припорошена белая шубка серебристой шиншиллы. Когда покупателю и правда хочется "больше серебра", он, как правило, говорит, что ищет "белую или почти белую" кошку.
Немного истории
Существует несколько разных версий происхождения серебристых шиншилл, но ни одну из них нельзя с полной уверенностью назвать истинной. Например, часто выдвигается предположение, что первые серебристые шиншиллы были получены путем скрещивания рисунчатых серебристых кошек с дымчатыми: скорей всего, потому, что у первых есть чистое белое серебро, а у последних - глубокий типпинг вместо рисунка. У современных серебристых шиншилл есть и то и другое, и многим кажется естественным предположить, что "родился котенок, похожий одновременно на маму и папу". Однако вопреки кажущемуся правдоподобию этой версии, никакая "дымчатость" поспособствовать появлению первого шиншилленка не могла: более того, от одного из ключевых генов, определяющих окрас "дым", заводчики шиншилл усиленно избавлялись на протяжений нескольких десятилетий и весьма преуспели в этом. Без двух аллелей этого гена, неагути (a), приводящего к блокировке проявлений рисунка на любой кошке, окрас "дым" автоматически превращается в то самое рисунчатое серебро, с которого, вероятно, все и началось.
Легко догадаться, что среди множества рисунчатых окрасов кошек выигрышнее всех будут смотреться окрасы с самым четким, самым контрастным и, желательно, самым красивым и необычным узором: в эту сторону и ведут отбор заводчики, которые работают с рисунком. Работа эта далеко не простая: по-настоящему четкий и контрастный рисунок у домашних кошек практически не встречается, гораздо чаще можно встретить окрас "в дрипочку", т.е. такой, по которому сразу даже и не поймешь, что это за тип рисунка.
Использование в работе гена серебра (I - Inhibitor, названный так за то, что препятствует выработке желтого пигмента, феомеланина), с одной стороны, сразу дало хороший плюс к контрастности: нет рисунка ярче и выразительнее, чем чистый черный на чистом белом. С другой стороны, многое зависит от того, насколько часто и равномерно расположено это черное. Когда все желтые и коричневые оттенки в окрасе заменяются на белые и серые, рисунок, как и весь окрас в целом, становится холоднее и светлее. Но если густое черное на белом сразу бросается в глаза, то размазанное серое наоборот теряется, сливаясь с фоном.
Еще один важный фактор, который влияет на четкость и контрастность рисунка, - длина шерсти. На длинношерстных кошках даже самый четкий рисунок приобретает более или менее размытые очертания, а если кошка еще и серебристая, он может и вовсе исчезнуть. Первые же серебристые шиншиллы были как раз длинношерстными, а там, где короткошерстная кошка все еще сохраняет хорошо различимый, пусть и не слишком качественный рисунок, длинношерстная без всяких усилий превращается в готовую серебристую шиншиллу с полностью "нечитаемым" типом рисунка.
Так выглядит развитие длинношерстного серебристого котенка с мраморным рисунком, достаточно ярко выраженным при рождении и первые месяцы после него:
Пока одни заводчики сражались за максимально яркий и четкий рисунок, другие двинулась в противоположном направлении, взяв курс на максимальную размытость рисунка, в перспективе - с полным его уничтожением и сохранением лишь минимального прокраса на кончиках волоса. От персидских кошек серебристый шиншилльный окрас был привнесен в британскую короткошерстную породу, где его и привели к современному, полностью безрисунчатому состоянию. Тем не менее, серебристые шиншиллы с яркими признаками "остаточного" рисунка сохраняются до сих пор, благополучно рождаясь даже у обладателей безупречных шиншилльных окрасов.
Скрытые рисунки серебристых шиншилл
Любая серебристая (а также и золотая) шиншилла обязательно является носителем каких-то типов рисунка. Всего их насчитывают три: полосатый (макрель - mackerel), пятнистый (spotted) и мраморный (classic, blotched или marble), хотя такое деление не совсем корректно. Генетикам на сегодня известно только два гена, расположенных в локусе Taqpep и определяющих тип рисунка: это доминантный TaM, ответственный за полосатый рисунок, и рецессивный tab, ответственный за мрамор. Пятнистый рисунок возникает за счет разрыва тигровых или мраморных полос на отдельные фрагменты, причем, если с тигровыми полосами это происходит почти в 100% случаев, то с мраморными - раз в столетие. Это наводит на мысль о сцеплении генов Taqpep и пятна: явлении, при котором наследование не является независимым - т.е. два разных признака чаще наследуются одновременно, в комплексе, нежели по отдельности, независимо друг от друга.
Из всех типов "остаточного" рисунка у шиншилл ярче всего проявляет себя мраморный. Для рисунчатых кошек он же является и самым зрелищным, поскольку в меньшей степени, чем все остальные, подвержен дроблению и размыванию. Для шиншилл это свойство мрамора, напротив, является малоприятным, поэтому любителей работать с "шиншиллами на мраморе" с самого начала было гораздо меньше, чем тех, кто предпочитал в качестве основы пятно.
Распознать генетически мраморную серебристую шиншиллу можно, как правило, сразу при рождении. Даже если рисунок по корпусу будет сильно размыт, о мраморе расскажут характерные кольца на хвосте, широкие, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга:
Кольца на хвостах генетически пятнистых шиншилл заметно отличаются: они более узкие, менее частые, и ширина просвета между кольцами больше толщины самих колец:
В более старшем возрасте определить рисунок, составляющий "основу" серебристой шиншиллы, может оказаться совершенно невозможно. Но иногда он все-таки угадывается даже на тех шиншиллах, у которых нет никаких следов остаточного рисунка по корпусу. Их тоже выдает хвост:
В результате многолетнего отбора на стирание (или, как обычно говорят, растушевку) рисунка, накопленные полигены научились неплохо справляться не только с пятном, но и с мрамором. Поэтому уже в 2000-е годы пугал он заводчиков, главным образом, только в момент рождения котят: иногда "мраморята" оказывались настолько темными, что трудно было поверить в их последующее превращение в шиншиллу без рисунка. Но, как правило, опасения были напрасны: уже в подростковом возрасте у большинства генетически мраморных шиншилл рисунок по корпусу практически не просматривался.
Хотя заводчики и не горели желанием работать с шиншиллами на мраморной основе, целенаправленной борьбы с геном мраморного рисунка tab в шиншиллах не велось. В этом не было и особой необходимости, поскольку два рецессивных аллеля, необходимые для проявления мраморного рисунка, встречались относительно редко, и абсолютное большинство серебристых шиншилл в 1990-2000х годах были генетически пятнистыми.
Стандарты серебристых шиншилл
И тут надо обратить внимание на одно важное обстоятельство. С самого начала в серебристых шиншиллах было стандартизовано и признано два вида окраса: серебристая затушеванная (ns 11) и собственно серебристая шиншилла (ns 12). По-хорошему, стандарт должен содержать описание идеала, т.е. того, к чему надлежит стремиться заводчику. Но по факту описанием идеала стали считать только стандарт ns 12. Что касается ns 11, то его стандарт, как выяснилось, описывал не что иное, как промежуточный результат работы, нечто среднее между рисунчатым серебром и серебристой шиншиллой.
Оба стандарта предписывали отсутствие рисунка, но для ns 11 его следы, например, незамкнутые кольца на хвосте, допускались, хотя и не поощрялись. Аналогично для ns 12 зачем-то прописали в стандарте полностью белую, свободную от типпинга область скакательных суставов (хотя в обычной ситуации эта зона никого не интересует, на зрелищность окраса не влияет и пристально ее разглядывать может прийти в голову только эксперту-фелинологу либо заводчику, которые читали стандарт и поэтому в курсе, что типа НАДО), а затушеванным разрешили иметь в этой области окрашенность и даже назвали ее "желательной". Вот только желающих целенаправленно работать на закрашивание "скакалок" и увеличение глубины типпинга до 1/3 длины волоса почему-то не нашлось. Вместо этого заводчики с готовностью приняли за идеал минимальный типпинг и белоснежные "скакалки" ns 12, да еще и договорились дополнительно (так сказать, сверх стандарта) усложнить себе задачу: добиться полной белизны не только для "скакалок", но также и для волосков между пальцами всех четырех лап. Реализовать последнее, особенно у взрослой кошки, практически невозможно, поэтому волосы между пальцами подвергались триммингу и стрижке, фотографии - засвечиванию и фотошопингу, зато недостижимый идеал засиял на полную, маня за собой все новых и новых шиншилловодов. Сияет до сих пор.
В благом деле стремления к ns 12-му идеалу были достигнуты значимые успехи. Удалось получить кошек, практически лишенных и типпинга, и колец на хвосте, но при этом сохранивших все непременные атрибуты настоящих шиншилл: черный макияж вокруг мочки носа и глаз, черные подушечки лап, яркие зеленые глаза. Однако по-прежнему оставался открытым вопрос со "скакалками", которые упорно сохраняли хотя бы минимальную окрашенность даже при практически полной выбеленности корпуса. Создалась ситуация, когда 99% популяции шиншилл стали приходиться на долю не затушеванных с их "желательно" окрашенными "скакалками", а всевозможных "недошиншилл" - почти белых, но (о ужас) имевших черные или серые волоски между пальцами и/или небольшое зачернение выше подушечек хотя бы одной задней лапы.
Эта парадоксальная ситуация вылилась в не менее парадоксальное решение: некоторые фелинологические системы (например, FIFe) попросту упразднили окрас ns 12 как таковой, заявив, что между ним и ns 11 нет значимой разницы. Одновременно из стандарта исчез и недостижимый идеал. Остался лишь промежуточный окрас, давным-давно полученный и, стало быть, не нуждающийся в дальнейшем совершенствовании.
Ген тикинга в серебристых шиншиллах
Тем временем в популяцию серебристых шиншилл пришел доминантный ген тикинга TiA (расследование, проведенное заводчиками, показало, что подарили нам его абиссинские кошки). Тикинг тут же начал свое победное шествие, полностью стирая остаточный рисунок и закрепляясь везде, где он еще не был стерт, а заодно и там, где был, дабы избавить заводчиков по крайней мере от половины полосатых хвостов в помете. Фактически наступила новая эра в шиншилловодстве: эра генетически тикированных шиншилл. И если в работе с золотыми шиншиллами благодаря гену тикинга наступил настоящий прорыв, то с серебром все оказалось далеко не так однозначно.
В первую очередь пострадал знаменитый "макияж": одновременно с геном тикинга все шиншиллы, и золотые, и серебристые, получили нечто, что привело к почти повсеместному разрыву, а порой и полному исчезновению обводки носа. Если раньше разорванная обводка встречалась лишь у некоторой части самых светлых, приближенных к ns 12-му идеалу шиншилл, то теперь она стала обычным делом даже для не самых светлых представителей окраса ns 11.
Кроме того, благодаря подаренной геном тикинга врожденной бесполосости, исчезла необходимость отбора на нее. Стало совершенно незачем накапливать полигены-стиратели рисунка, коль скоро даже один аллель TiA прекрасно решает задачу "растушевки" и без них. Чистейший, равномерный бесполосый окрас приобрели даже те шиншиллы, которые в отсутствие гена тикинга считались бы темными и грешили выраженным остаточным рисунком.
В завершение остается сказать только то, что проблему "скакалок" и тем более "волосков между пальцами" ген тикинга так и не решил, зато добавил путаницы в существующие серебристые окрасы. Эксперты, обнаружившие на выставках большое количество по-настоящему бесполосых ns 11, начали делать большие глаза при виде колец у серебристых затушевок без гена тикинга, и у заводчиков появилась потребность хоть как-то обозначить разницу между "старыми" серебристыми шиншиллами и "новыми", генетически тикированными. Однако генотип в родословных не указывается, поэтому в ход пошла кодировка тикированного окраса 25: появились неофициальные обозначения вроде ns 11 (25) - серебристая затушеванная, генетически тикированная; ns 11 (24) - серебристая затушеванная, генетически пятнистая. Некоторые заводчики так и вовсе ничтоже сумняшеся стали регистрировать генетически тикированных серебристых шиншилл как просто серебристых тикированных (ns 25). Самое интересное, что на выставках это никого не смутило, хотя фенотипическая разница между такими "ns 25" и генетически тикированными ns 11 отсутствует напрочь. Но так как желающих работать с настоящими ns 25 (темными, с максимально глубоким тикингом) среди шиншилловодов предсказуемо не нашлось, то и конкурировать таким "ns 25-ым" оказалось не с кем.
*Типпинг (tipping) — окрашивание верхней части волоса при полной или частичной депигментации его нижней части.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал. Предлагайте в комментариях темы, которые хотели бы обсудить, фотографии, которые хотели бы увидеть.
#серебристые шиншиллы #британские шиншиллы кошки #серебристые затушеванные #генетически тикированные #типпинг #британские шиншиллы