Найти тему
Пограничный контроль

Список 6 000

С интересом присматриваюсь к новой дискуссии по поводу списка из 6 тысяч имен, составленного командой Навального. Там, понятно, много вполне ошибочных вставок – вроде уже давно не работающих в госсистеме или ушедших от нас людей. Но большая часть претензий к этому списку касается вовсе не этих ошибок.

А, например, тех людей, которые открыто высказались против происходящего, но все равно оказались в этом списке – вроде Ксении Собчак. Оппозиционеры все равно считают ее ответственной. Как и многие, допустим, до сих пор считают ответственной Чулпан Хаматову. С появлением этого «списка 6 000» снова стали обсуждать, а в чем, собственно, заключается вина и ответственность, и как вообще можно оценить ее степень?

Только ради одного этого обсуждения, я считаю, такой список надо было сделать. Со всеми его ошибками – не ошибается тот, кто ничего не делает, и понятно, что список будет дорабатываться. А вот дискуссия об ответственности очень важна для нас на будущее – потому что именно общественный консенсус на эту тему поможет уменьшить количество зла в мире.

kino-teatr.ru
kino-teatr.ru

На мой взгляд, в бессмысленном линчевании людей типа Чулпан нет никакого толку и пользы для торжества добра – не надо путать заложников и жертв с агрессором. А вот таких людей, как Собчак, заложниками и жертвами уж точно не назовешь. Потому, что у них был выбор, потому, что они были в курсе всего, потому, что охотно принимали правила игры. А еще потому, что получали от этой игры выгоду.

Сегодня можно сколько угодно говорить о том, что ты против. Дело ведь не в словах. А в том, что было сделано до этого, был ли ты, по Шварцу, «первым учеником». Думаю, что степень ответственности измеряется в данном случае именно в этом. В том, насколько ты старался, служа злу. Настолько убедительным и артистичным был, убеждая людей, что действуешь во благо. Насколько цинично обманывал, насколько упоенно лицемерил.

В этом зло критичным образом отличается от добра. Если ты служишь добру, засчитывается самая малая толика, любое участие. В зле важна именно мера – оно сильно только старательностью своих адептов. Лучше всю жизнь оставаться в стороне, сделав одно-единственное доброе дело или делать добро, один раз оступившись, чем долгие годы служить злу, обманывая и лицемеря, и лишь в самом конце ужаснуться сделанному.