Задумывались ли вы когда-нибудь о сроке годности своих шин? Как определить, пора ли их менять, как продлить срок их службы и какие шины вошли в топ лучших производителей грузовых автошин в 2021 году узнаем сегодня.
Маркировка шин
Для начала определимся, когда же были произведены шины. Именно от этой даты, а не от даты приобретения мы будем отталкиваться. Так как новые шины, лежащие на хранении у производителей или продавцов, не могут считаться новыми: отсчет их гарантийного срока уже пошел.
Итак, ищем эту информацию на боковой части шины среди прочей маркировки. Она может быть указана в разных форматах, но практически всегда выделена овалом:
- Четыре цифры в овале в формате ММГГ.
- Только год.
- ДОТ-кодировка – набор букв и цифр, в котором зашифрован бренд, завод-изготовитель и дата выпуска. Нас интересуют последние четыре цифры: первая пара – неделя года, вторая – год. Так, 0407 будет означать январь 2007 года. Если не хватает одной цифры, скорее всего, ее стер недобросовестный продавец, пытаясь скрыть реальную дату производства.
Еще одним важным значением для нас является индекс нагрузки и скорости. Так как превышение этих показателей снижает срок эксплуатации покрышки. Это трехзначное число перед индексом скорости. Для грузовых шин начинается от 116, что соответствует нагрузке в 1250 кг на одно колесо.
Если стоит два числа через косую черту, то первое из них характеризует допустимую нагрузку для одинарной шины, а второе – для сдвоенной.
Превышать указанную нагрузку можно не больше, чем на 20%, но только разово. А вот многослойные усиленные покрышки (отмечены литерами EL или Reinforce) специально созданы для сильных нагрузок. Фактически эта маркировка повышает их индекс на 3 пункта.
Если рассчитывать нагрузку для вашего для шин лень, можно воспользоваться калькулятором индекса нагрузки.
Можно взять покрышки с запасом нагрузки, но переусердствовать здесь опасно: чем выше индекс, тем покрышки тяжелее и тверже. А это увеличивает расход топлива и нагрузку на подвеску.
Максимально допустимая для шины скорость указывается латинской буквой и стоит после индекса нагрузки. На грузовых чаще используются следующие:
Срок службы зимней и летней резины
Национальный стандарт не предполагает разницы срока службы для шин разного сезона. Но, как правило, срок зимней покрышки меньше. Состав летней и зимней резины отличаются: последнюю делают более эластичной, чтобы она не вставала колом при низких температурах. В результате она стирается быстрее. И при заявленных 5-6 года в российских условиях служит по факту 3-4.
Для грузовых машин также принято ориентироваться не на время эксплуатации, а на пройденный километры и грузоподъемность. Считается, что для трехтонников шины стоит менять через 45 тыс. км пробега. При максимальном весе в 2-4 тонны – через 60 тыс. км. При максимальном весе груза более 4 тонн – 65-70 тыс. км. В среднем резину придется менять через 5-6 лет.
Как продлить срок службы резины: опыт водителей
Как долго вам прослужит резина, зависит от нескольких факторов: качество дорожного полотна, манера езды и условиях хранения покрышек. На некоторые, например, на дороги, мы не может воздействовать. Но скорректировав остальные, нам удастся оттянуть время покупки новых покрышек.
- Не злоупотребляйте агрессивной ездой. Резкий старт и торможения, резкие повороты – все это приведет к быстрому стиранию протектора и сократит срок службы шин в 2 раза.
- Следите за нагрузкой. Регулярное превышение максимально допустимого веса пагубно не только для механических узлов авто, но и для покрышек. Превысив нагрузку всего на 20%, вы сократите срок службы шин на треть.
- Возьмите за привычку проверять давление воздуха: отрицательно сказываются и спущенные, и перекаченные шины.
- Недостаточное давление в шинах вызывает изгиб боковой стороны и неравномерный износ.
- Избыточное давление делает резину уязвимой перед ударами.
- Если вы планируете загрузиться по полной, лучше добавить воздуха. А разгрузившись, откорректировать давление в меньшую сторону.
4. Регулярное ТО позволит своевременно устранить неисправности и
спасет шины. Так, на износ резины в первую очередь влияют проблемы
с рулевым управлением и ходовой.
5. Загружаясь, распределяйте груз в кузове равномерно.
6. Раз в год проверяйте сход-развал. Внеплановую регулировку делают
после замены шарниров, ремонта рулевого управления и сильных
ударов.
7. Балансируйте колеса при каждом шиномонтаже, но не реже 15 тыс. км.
8. Не превышайте максимально допустимую для ваших шин скорость.
9. Соблюдайте правила условия хранения:
- В сухом посещении
- При температуре не выше 25 °C
- Собранные с дисками — горизонтально. Можно подвешивать.
- Разобранные без дисков — вертикально. Менять их положение каждые 2-3 месяца.
Срок хранения автошин на складе
Помимо гарантийного срока существует понятие "срок хранения на складе" - для шин это те же 5 лет. За этот период резина не должна потерять своих свойств. Это требование закреплено законодательно. И при правильном хранении автошины выходят со склада практически как новые. А значит, и эксплуатироваться могут наравне с ними.
Топ-10 лучших производителей грузовых автошин за 2021 год
Рейтинги грузовых шин меняются из года в год. Тем интереснее посмотреть в динамике, кто неизменно в нем присутствует, кто сдает позиции, а кто, наоборот, громко начинает завоевывать для себя место в мире шин.
Итак, в 2019 в результате опроса нескольких тысяч дилеров грузовых шин в рейтинг попали Michelin (Франция), Bridgestone (Япония), Goodyear (США), Yokohama (Япония), Toyo (Япония), Firestone (США), Continental (Германия), Dunlo (США) - расположены в порядке уменьшения рейтинга. Как видим, доверие вызывали в основном американские, японские и европейские производители.
В 2020 среди лучших часто упоминались китайские производители: Aeolus Neo Allroads (Китай), Triangle (Китай), Nordexx Prime (Дания), Deestone (Тайланд), Greforce (Китай), Golgshield (Китай), Pirelli Pista (Италия), TerraKing (Китай), Hankook (Южная Корея), Goodyear Regional (Южная Корея).
К 2021 году потребители решили в пользу русских и китайских брендов: Кама (РФ), Triangle, ОШЗ (Россия), Tyrex (Россия), Hankook, Yokohama, Kormoran (Польша), Ovation (Китай), Fesite (Китай), Cordiant (Россия), оставив Continental, Michelin и Bridgestone в нижних строчках списка своих предпочтений. Учитывая нынешние сложности: санкции, перебои с логистикой и курсы валют - очевидно, что Китай и Россия продолжат укреплять свои позиции на российском рынке грузовых шин в 2022.
Заключение
Грузовики преодолевают за год до несколько сотен тысяч километров, каждый день испытывая на прочность свои покрышки. Надеюсь, сегодняшние рекомендации напомнили вам о важности выбора правильной резины для своих рабочих лошадок.
__________________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал «Автотяга»! Кидайте в комментариях, какая у вас стоит резина – посмотрим предпочтения наших читателей.