Вчера мне процитировали строчку из песни. «Отпусти и забудь». Мол, зачем горевать об утраченном, зачем злиться, зачем все эти лишние эмоции, отнимающие столько времени, которое можно потратить более продуктивно? Просто отпусти и забудь.
Но ведь по сути это самое «отпусти и забудь», оно про принятие. А злость и горевание — стадии принятия.
Невозможно отпустить и забыть то, чего нет. Отпустить можно только то, что существует.
А как мы понимаем, что что-то существует? Как замечаем существование чего бы то ни было? Опираясь на чувства. В случае с физическими предметами и явлениями мы обнаруживаем их существование благодаря органам чувств. В случае с тем, что потрогать нельзя, например, с утратой, мы опираемся на эмоции. Только так мы замечаем существование.
Отпустить и забыть обычно предлагают тяжёлое, неприятное, вызывающее не радость, а эмоции, которые принято называть негативными.
Но эмоции, любые эмоции, они являются нашей сигнальной системой. Как и чувства, за которые отвечают органы чувств. Я чувствую горечь во рту, поэтому не буду больше есть это. Мне горячо, когда я прикасаюсь к предмету, и я убираю руку. Я испытываю восхищение, и это помогает мне встретиться с моими сильными сторонами, спрятавшимися в тени. Я чувствую тревогу, и это заставляет меня внимательнее прислушаться к себе. Я чувствую зависть и через это лучше осознаю свои желания.
Чтобы отпустить что-то, должно быть это что-то. А понять, что оно есть, мы можем, опираясь на свои эмоции. Чем больше мы заметим того, что именно чувствуем, чем больше сможем назвать, тем полнее будет образ этого чего-то, которое потом можно будет, действительно, отпустить и забыть.
Загвоздка в том, что нас не учили такому. По крайней мере, в своём окружении я не видела никого, кого бы с детства учили замечать свои состояния, распознавать чувства, потребности. Скорее, наоборот: учили игнорировать сигналы тела и психики, не обращать на себя внимание, действовать, достигать, неважно, какой ценой.
И теперь, когда учишься этому с нуля, всё это кажется очень сложным. Особенно тяжело, когда внезапно включается навык осознавания, и ты начинаешь замечать процессы, которые прежде игнорировались. Жизнь реально усложняется. Там, где раньше просто сделал что-то и не задумался, там, вдруг, столько всего параллельно с действием заметил. Энергии требуется больше. Хочется сказать: «Верните, как было». Но увиденное единожды, уже не развидеть.
Это реально сложно. Так же сложно, как выводить буквы в прописях, когда каждая отдельная закорючка требует колоссальных усилий, когда нужно заметить и образец, и строку, и то, что выходит у тебя, следить и за положением руки, и за положением второй руки, и за тем, чтобы ручка была под нужным наклоном... Написал две строчки и уже устал. Но однажды становится легче. Как с буквами, которые к окончанию начальной школы пишутся у большинства на автомате, быстро, не задумываясь о каждом отдельном элементе, не уставая уже к середине первой строчки. Однажды становится легче.
Однажды все внезапно ставшие очень заметными процессы, превращаются в фоновые и перестают отнимать столько времени и энергии. Но чтобы это произошло, нужно уделить им достаточно внимания.
Впрочем, вернусь к тому, с чего начала.
«Отпусти и забудь».
Человек пытался донести, что лучше отпустить, забыть, делать то, что должно вместо того, чтобы горевать об утраченном. Но почему вместо? Почему вместо, если горевание — часть отпускания?
«Фарш назад уже не провернешь, зачем вспоминать о том, что могло бы быть, если бы? Показать, насколько важным был выбор, похвастаться своими потерями, чтобы пожалели, оценили?» Чтобы заметить то, что важно заметить.
Я редко кого-то цитирую, но у Людмилы Петрановской есть хороший фрагмент про горевание:
«Когда человек переживает потерю, его мир необратимо меняется, всё приходит в состояние хаоса. Нужно время, чтобы восстановить свой мир, что-то заменить, что-то отстроить заново, что-то расставить по местам. Это и есть процесс горевания. Горе — это не просто чувство, это большая работа».
В процессе горевания мы проживаем утрату и понимаем, как жить дальше. Именно после того, как приходит в результате горевания это понимание, человек и становится способным отпустить и жить дальше, делая то, что может, радуясь тому, что имеет. Это и есть результат работы горя.
Всему своё время. Гореванию — тоже.
Кстати говоря, даже героиня мультфильма, песня из которого процитирована, сначала была в отрицании, не замечая очевидного, потом пыталась бороться, затем весьма грустила, прежде чем отпустить и забыть. Потому что только так оно и работает.
Чтобы отпустить что-то, должно быть это что-то. А понять, что оно есть, мы можем, опираясь на свои эмоции. Чем больше мы заметим того, что именно чувствуем, чем больше сможем назвать, тем полнее будет образ этого чего-то, которое потом можно будет, действительно, отпустить и забыть. Если же игнорировать, то, что чувствуешь в связи с чем-то, образ не сложится, непонятно, что отпускать, а раз непонятно,то и невозможно. В итоге так и будешь носить за собой. И это будет очень странный груз, потому что его, как бы нет, ведь он не назван, но он при этом есть и обладает тяжестью.
Такие дела.