Индивидуальные предприниматели часто думают, что если они не должны вести бухучёт, то и бухгалтер им не нужен. Иногда это действительно так и можно обойтись своими силами. Но есть ситуации, когда помощь специалиста всё-таки необходима. В статье расскажем, когда можно с этим столкнуться.
Когда бухгалтер не нужен
Бухгалтер скорее всего не понадобится предпринимателю, который:
- Собирается использовать налоговый режим, где очень просто вести учёт. Это УСН «Доходы» или патентная система.
- Не планирует нанимать сотрудников. Даже один сотрудник в штате — это масса дополнительных обязанностей, об этом чуть ниже.
- Не собирается привлекать заёмные средства и участвовать в тендерах.
Если всё это про вас, можно обойтись без помощи бухгалтера. Но с оговоркой, что вам придётся-таки изучить правила учёта доходов и расчёта налогов на вашем режиме, заполнять Книгу учёта доходов и расходов и налоговую декларацию по УСН. Кроме того, нужно знать когда и как платить обязательные страховые взносы за себя и как за их счёт уменьшать налог. Без этих базовых знаний вы не сможете работать без нарушений.
Когда понадобится помощь специалиста
Налоговый учёт
ИП не обязаны вести бухучёт, но с оговоркой, что при этом они ведут налоговый учёт доходов, расходов или иных показателей, которые нужны для начисления платежей в бюджет.
Это несложно, если надо лишь умножить выручку на 6% как на УСН «Доходы», или если налог заранее считают налоговики, как на патентной системе и нужно лишь записывать свои доходы. Но если налоговый режим предполагает учёт затрат как на ОСНО или УСН «Доходы минус расходы», то всё становится сложнее.
Какие затраты можно учитывать, а какие нет, в какой момент их признавать и при каких условиях — этому посвящены многочисленные статьи Налогового кодекса и всё это нужно знать.
Если вы применяете общую систему налогообложения и платите НДС — это отдельная и довольно сложная история. Нужно учитывать входящий и исходящий НДС, оформлять счета-фактуры, каждый квартал заполнять и сдавать декларации по НДС.
Бухучёт основных средств для ИП на УСН
Предприниматель на УСН, если у него есть основные средства, должен вести их бухгалтерский учёт и определять остаточную стоимость. Дело в том, что бизнесмен теряет право применять УСН, если остаточная стоимость его основных средств превысит 150 млн руб (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Формально этот пункт относится только к организациям, но по мнению Минфина это распространяются и на ИП (письмо от 06.03.2019 № 03-11-11/14646). Эту позицию чиновников поддерживает Верховный Суд РФ (п. 6 Обзора практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 04.07.2018).
Поэтому, чтобы не было проблем в случае проверки, ИП на УСН лучше организовать бухучёт основных средств. Это весьма непростая процедура, особенно после вступления в силу с 1 января 2022 года ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020. Здесь вам тоже будет сложно обойтись без помощи специалиста.
Расчёт зарплаты
Даже если у вас всего один сотрудник, нужно знать и уметь очень много:
- Рассчитывать зарплату.
- Правильно и своевременно удерживать НДФЛ с учётом налоговых вычетов.
- Без ошибок начислять страховые взносы.
- Рассчитывать отпускные, больничные, компенсации и т.д.
- Заполнять отчёты, обязательные для работодателей: 6-НДФЛ, расчёт страховых взносов, 4-ФСС, СЗВ-ТД, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.
Изучать всё это придётся очень долго и не факт, что сразу сможете сделать всё без ошибок. К тому же правила и формы отчётов постоянно меняются и за этим нужно следить. Нецелесообразно тратить драгоценное время на то, с чем специалист справится гораздо быстрее и лучше.
Управленческий учёт
Налоговый учёт нужен для расчёта налогов, но не даёт бизнесмену полной картины о состоянии его бизнеса. Для того, чтобы эффективно управлять бизнесом и выявлять слабые места, нужен управленческий учёт, который показывает реальную картину в любом разрезе.
Управленческий учёт можно вести по тем же правилам, что что и бухгалтерский, но при этом не обязательно строго соблюдать требования всех ПБУ, ФСБУ и разъяснений Минфина.
Чтобы вести управленческий учёт и самостоятельно, нужны знания в области экономики и опыт. Но даже в этом случае эффективнее отдать задачу специалисту, а не тратить время на сбор и анализ информации.
Добровольное ведение бухучёта
В некоторых случаях у предпринимателя могут запросить стандартную бухгалтерскую отчётность внешним пользователям:
- При получении кредитов.
- При участии в тендерах, которые проводят государственные органы или крупные компании.
Банки и организаторы тендеров практически всегда запрашивают у потенциального заёмщика или поставщика финансовые документы. Обычно в их перечень входит и бухгалтерская отчётность. Для ИП могут сделать поблажку и рассмотреть управленческую отчётность или налоговые декларации, но так бывает не всегда.
Обязательно ли нанимать бухгалтера, когда он нужен
Для многих предпринимателей это финансово нецелесообразно. Штатному бухгалтеру нужно платить зарплату не ниже минимальной, плюс перечислять страховые взносы.
Есть другие варианты: аутсорсинг и интернет-бухгалтерия. Это дешевле штатного бухгалтера, а часто и надёжнее, т.к. нет риска стать жертвой недобросовестного специалиста.
Аутсорсинг и сервис учёта от «Моё дело» избавит вас от головной боли по ведению бухгалтерии, расчёта зарплаты и налогов, заполнения отчётов.
Сервис поможет вести учёт самостоятельно, но по правилам и без ошибок, а если передадите бухгалтерию на аутсорсинг — всю работу будет делать команда специалистов.