Найти тему
kin0guru

Советская кинофантастика: "День гнева" (1985)

Афиша 1985 года - из свободных интернет-источников
Афиша 1985 года - из свободных интернет-источников

Рассказ Севера Гансовского "День гнева" (1964) читается особняком среди советской фантастики 1960-х годов, когда даже Стругацкие в целом с оптимизмом смотрели в будущее. Мрачные антиутопии без намёка на хэппиэнд - это больше удел коллег из капстран, начиная ещё с Уэллса, и не потому ли всё действие было перенесено за рубеж, в глухой, отдалённый райончик где-то в США. Распространённый приём в отечественной жанровой литературе, когда требовалось сочинить нечто остросоциальное. Вот только типичного в таких случаях прогрессивного деятеля нет на примете - не считать же за последнего лесника Меллера. Да, он доносит авторские мысли об ответственности науки перед обществом, но они ближе к консервативным началам, пусть и здоровым. Поэтому отдаёт в рассказе скорее нотками Рэя Брэдбери, столь уважаемого в наших краях в своё время. А вот пугающие мотивы мне напомнили роман "Я - легенда" Ричарда Мэтисона. Правда, где это Гансовский подобным умудрился набраться, не представляю. Может и без старика Уэллса не обошлось.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Безусловно, история напрашивалась на экранизацию, но не теми скудными бюджетными и техническими средствами, которыми располагал наш научно-фантастический кинематограф в середине 80-х. Поэтому решили сосредоточиться на природных красотах и сильных актёрских дарованиях (как Алексей Петренко) - а того, и другого в СССР было в достатке всегда. Кому ж очень хотелось напугаться, хватило и голосов из темноты.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Что касается меня, тогда этот фильм мне на глаза не попался, а через три года после его премьеры я уже успел приобщиться и к полноценным образчикам киноужасов производства мастеров жанра из США и Италии. А "День гнева" в лучшем случае претендует на совместный выпуск передачи "Клуб путешественников" и телеспектакля из цикла "Этот фантастический мир", что тоже неплохо, но для своего времени.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Чтобы как-то возместить всякое отсутствие зрелищности, подразумевавшейся первоисточником, кинематографистам пришлось разбавлять сюжет водой и вводить дополнительные фрагменты, по возможности не идущие вразрез с замыслом писателя. Как-то пролог с антимещанской проповедью о западном документалисте, который любит комфорт (но при этом непрочь рискнуть здоровьем ради эксклюзива), или эпилог с народным восстанием и торжеством справедливости (тот самый "день гнева" из заголовка).

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

С другой стороны, присутствие в кадре обворожительной Гражины Байкштите ничего глубинного не добавило, за исключением напрашивающейся параллели с ролью матери в чуть более раннем телефильме "Сказка про Звездного мальчика" (1983), где тоже затрагивалась тема недопустимости приоритета холодного интеллекта над моралью. Правда, у Нечаева получилось и тоньше, и поэтичнее. А в экранизации по Гансовскому даже фрагмент с юным утырком грубияном (потенциальный отарк?), щеголяющим быстрым счётом в уме, смотрится топорно. Но если знать, что постановщик фильма Суламбек Мамилов родом с Кавказа, то многие акценты, включая финальный аккорд с героем-одиночкой, уходящим в закат, становятся на свои места.

3,5 из 5

(с) Albert Magnus специально для kin0guru