Найти в Дзене

Сенсорная алалия. Чем вызвана, симптомы и как исправлять?

В основе такого нарушения речи, как сенсорная алалия, лежит недоразвитие нейронов (клеток, из которых состоит головной мозг) головного мозга в левом полушарии (у правшей) в области виска.  

Сразу оговоримся, что это один из самых тяжело и длительно корректируемых дефектов, ❗️но❗️исправимых. Работа с сенсорным алаликом проводится годами, упорными тренировками и зависит как от специалиста, так и от родителей ребёнка. 

Каковы же симптомы этого нарушения? 

И так, поражение в левой височной области, а она отвечает за восприятие, переработку и различение звуков речи и различение сходных не речевых звуков (например, шуршание и скрежет). А так же, вокруг зоны переработки и восприятия звуков, располагается зона слухо-речевой памяти, которая тоже будет страдать.

-2

Соответственно проявления могут быть такими:

  1. Ребёнок не понимает обращённую речь, ориентируется на интонацию и жесты.
  2. Речь не является корректором поведения ребёнка, он не понимает слова: «нельзя», «можно» и тд.
  3. Ребёнок не отзывается на имя.
  4. Ребёнок путает на слух похожие слова: Вы говорите ему «сом», он повторяет «дом». Это явление часто называют слуховыми агнозиями. 
  5. Ребёнок не способен слушать сказки, не любит, когда ему поют, закрывает уши при длительном разговоре взрослых.
  6. Ребёнок вокализирует и издаёт различные звуки окружающей среды. Например, очень реалистично имитирует сирену скорой помощи.
  7. Речь ребёнка почти непонятна окружающим, звуки внутри слова совершенно не похожи на те, что слышим мы. 
  8. Ребёнок постоянно что то говорит «на своём», поёт.
  9. Ребёнок не может выучить название предметов, хотя вы повторяете их ежедневно. 
  10. Ребёнок не способен сам назвать предмет, попросить, только повторяет. Повторяет вопросы, рассказывает фразы из мультиков. 

Как приводят пример взрослые, в сходном состоянии (сенсорная афазия, возникает поле инсульта, и имеет сходные механизмы), я говорю нормально, а вокруг меня все издают непонятные мне звуки, толи гавкают, толи издеваются. Т.е. ребёнок действительно не способен четко различать и запоминать слова родного языка. 

Как же будет строиться коррекция? Основными направлениями работы будет: развитие слухового внимания, тренировка различение не речевых звуков, развитие фонематического восприятия (различения звуков речи), развитие слухо-речевой памяти. 

Каковы же прогнозы? Это не самая простая категория детей, как я уже говорила. Но при упорной, ежедневной и кропотливой работе, бесконечном повторении пройденного, можно простроить в мозге новые нейронные связи в обход недоразвитым участкам, и помочь ребёнку понимать и удерживать речевую информацию, а соответсвенно и улучшить собственную речь.  

-3