Математика по программе Перспектива автора Л.Г. Петерсон - учебник неоднозначный, и не все дети его "тянут". Мне часто пишут на почту с вопросами по этому учебнику. Я вижу, что он волнует многих, поэтому решила сделать отдельную статью с ответами на самые частые вопросы читателей и с раскрытием некоторых секретов моего опыта работы с математикой по Петерсон.
Возможно, это будет полезно для родителей и репетиторов. Опишу только свои мысли и только свои методы, которые вывели моих учеников на отличные отметки.
Нанимать ли репетитора?
Ещё один частый вопрос: поможет ли онлайн репетитор?
Если ребенок математику не тянет, то репетитор может помочь. Онлайн занятия тоже помогут, было бы желание у самого ребенка. Потому что я знаю, что многим всё равно. А до 4 класса на длительных видео уроках дети спокойно и сосредоточенно сидят редко.
Если нет возможностей нанять репетитора, что делать? Может, стоит перевестись в другой класс по другой программе? Из-за одной математики не стоит. Лучше дополнительно заниматься, а если через время не будет результата, тогда стоит подумать о переводе.
А если не можете заниматься с репетитором по разным причинам, то стоит заниматься самостоятельно. Иначе неусвоенные темы будут накапливаться снежным комом.
Как быть, если сами ничего не можете объяснить ребенку и вообще не понимаете этот учебник?
Есть в интернете разные видео уроки прямо на каждую тему, где учителя разжевывают материал. Очень полезно будет смотреть родителям вместе с детьми. А потом обязательно закреплять знания на упражнениях.
Что можно сделать изначально, ещё до школы, чтобы подготовить себя и ребенка к этому учебнику?
У Людмилы Георгиевны Петерсон есть линейка пособий для дошкольников и малышей. Я со своими ребятам занимаюсь по ним на уроках по подготовке к школе. Родители сами ещё не знают, в какую школу будут записывать ребенка, какая там программа. Многие даже не в курсе, что программы бывают разные. К УМК Перспектива готовиться нужно заранее, иначе будет трудно уже в 1 классе.
Я использую "Игралочку" и "Раз-ступеньку, два-ступеньку" этого же автора для дошкольников. Они хорошо подготовят мозг к восприятию учебника программы Перспектива. Он всё же отличается от традиционной Школы России.
Как помочь ребенку усвоить математику и исправить тройки и двойки в школе
1. Сначала объяснить материал текущего урока. Про видео уроки для родителей говорила выше. Постепенно объяснить то, что было плохо усвоено. Далее решить несколько упражнений для закрепления. Просто спокойно объяснять ребенку темы - это не похоже на волшебную палочку, благодаря которой он станет отличником. Но я использую именно этот метод, и без него никуда. Это главное.
2. Разобрать темы наперёд. Этот метод своей репетиторской работы я не один раз уже здесь описывала. В комментариях было много противников этого метода. И несмотря на это, метод действенный, и я не устану его советовать.
Вы спокойно и подробно разбираете с ребенком следующий урок, решаете все задачи, примеры только самые сложные. На следующий день учитель в школе объясняет этот же самый урок, но ребенку уже намного легче воспринимать информацию. Он даже руку поднимает, активно отвечает на вопросы, вызывается к доске. Его хвалят, у ребенка повышается мотивация. Ему нравится это состояние. А ведь раньше он сидел и дрожал: "Вот бы меня не спросили" или "Ничего не понял, что сказала учительница".
Некоторым детям одну тему надо разжевать несколько раз, чтобы они её усвоили и запомнили.
3. Готовиться к контрольным и самостоятельным. Часто учитель в школе использует пособия этого автора. Они хранятся в школе, но ничего не мешает вам купить их. Дома готовиться к проверочным работам, решать варианты в пособии. На контрольной ребенку будет легче. Дома важно учить делать задания вдумчиво и самостоятельно, а не писать некую шпаргалку и заставлять ребенка запоминать ответы. Нам важно, чтобы он понял, как решать задание, а не просто запомнил решение и ответ.
Учитель в школе может дать совсем другую контрольную. Но для ребенка это уже не страшно, так как он всё равно усвоил, как решать подобные задания. Иногда решение заданий нужно доводить до автоматизма, то есть я даю ученику решить множество одинаковых задач.
Где искать подобные задания, если нет пособий для проверочных работ? Что делать, если не знаете, что конкретно будет давать учитель на контрольных? Учитель идёт по программе, и все задания берёт программные. Примерные контрольные работы есть в интернете. Просто вбить: "контрольная работа такой-то класс Петерсон программа Перспектива за такую-то четверть или на такую-то тему". Пусть ребенок решит её, поймёт, ведь подобная (с небольшими изменениями) работа будет в школе.
Где купить пособия? И как узнать, какие именно нужны?
В любом книжном магазине. Можно по интернету заказать. Я люблю покупать в Лабиринте, кто-то на Вайлдберриз, кто-то ещё где-то. При покупке надо спросить у ребенка, показать ему пособия и варианты контрольных в них. Он вспомнит, что выдавали ему в классе, что он решал, и поможет с выбором. Можно спросить у самого учителя или у родительского комитета, кто занимался закупкой пособий на класс.
Можно скачать электронные версии пособий себе на телефон, планшет или ноутбук. Заниматься с ребенком через экран. Я, например, частично распечатываю варианты контрольных для своих учеников, а частично даю решать через планшет.
Будет ли результат?
Результат у моих учеников сразу же, когда я разбираю с ними темы наперёд. И контрольные они пишут на хорошие отметки после того, как я решаю с ними несколько похожих заданий. Первые хорошие отметки не заставят себя ждать.
Я описала методы, которые сама использую и благодаря которым мои ученики быстро проходят путь от двойки до пятёрки.
Если статью читали учителя, работающие по этому учебнику, поделитесь своими методами помощи ребенку, который с трудом тянет математику по Петерсон. Это будет отличным дополнением к статье.
Ставьте "нравится", если было полезно.
Желаю только хороших отметок и лёгкой учёбы!