Вот я и дочитал финал трилогии "В память о прошлом Земли". Финал получился совсем не таким, какой я ожидал, но произвел сильное впечатление, в чем-то совпадающими с моими собственными залипаниями на тему конца вселенной и тому подобного. Экзистенциальная тема, ничего не скажешь.
В общем, если "Задача трех тел" была про столкновение двух миров с элементами детектива и погружениями в прошлое Китая, а "Темный лес" был романом о борьбе, что кажется безнадежной, но награждающий упертых в самом финале, то "Вечная жизнь смерти" это такой космический ужастик, полный экзистенциального кризиса и безнадежной тоски. А еще моих возмущений о выборе главной героини, но подробнее обо всем чуть ниже.
Аннотация:
Прошло 50 лет после Битвы Судного Дня. Закончилась Эра Устрашения. Но над цивилизацией нависла ещё более грозная опасность - земные сигналы могут привести других агрессивных высокоразвитых разумных обитателей Тёмного Леса. Весь космос населён врагами, стремящихся уничтожить конкурентов. Людям предстоит объединиться и подготовиться к возможному апокалипсису. Этот путь будет полон удивительных свершений, побед и трагедий, потрясающих открытий и прозрений.
Достигнет ли человечество звёзд или погибнет в своей колыбели?
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Начало романа вновь ведет отсчет из прошлого от момента столкновения с цивилизацией трисоляриса. В этот раз автор рассказывает нам историю Чэнь Син - девушки-астрофизика, занятой в проекте "Лестница", должный отправить навстречу трисолярианскому флоту своего засланца, вернее его мозг в кибернации. (Мне этот момент очень напомнил проект StarChip Юрия Мильнер со Стивеном Хокингом, только с учетом того, что в книге "Лестница" криво-косо, но была реализована). На роль засланца был выбран Юнь Тянмин, умирающий от рака легких и подаривший Чэнь Син целую звезду...
Юнь Тянмин, пожалуй, самый симпатичный герой романа. Поначалу автор заставляет проникнуться к его судьбе, восхититься его мужеством перед лицом неминуемой смертью, затем показывает находчивым сообразительным парнем, искренне мечтающим спасти человечество. И потому мне очень жаль, что не он главный герой этой книги.
А вот к героине у меня множества вопросов. Сказать, что она раздражала меня большую часть книги - ничего не сказать. Слишком добрая, переполненная материнскими чувствами ко всему человечеству Чэнь Син от этой любви к ближнему человечество несколько раз чуть не погубила. И в том, что "чуть" совсем не ее заслуга. Автор пытается через нее показать выбор человечества, мол, за Эру Устрашения совсем размякли, перестали осознавать реальность, хотя даже века не прошло, а продолжительность жизни у них сильно увеличилась. И не понять, то ли автор осуждает так нынешние тенденции к толерантности, феминизму и прочим гуманистическим порывам общества, укоряет их в том, что они непременно приведут к неспособности защититься в будущем. Или наоборот, подчеркивает правильность выбора в пользу добра и человеколюбия, ведь именно они не дают человечеству превратиться в зверей?
Слабость и невежество не помеха для выживания, а вот самонадеянность — да!
Несмотря на общий гуманистический посыл первых двух книг, в "Вечной жизни смерти" сложно понять, не осуждает ли автор свою героиню. Хотя можно как подсказку использовать неоднократно выраженную мысль про то, что все смертны, вопрос только в том, когда умрут.
Смерть - это единственный маяк, который горит всегда. Неважно, куда ты плывешь, в конце концов повернешь к нему. Все в мире проходит, и лишь Смерть живёт вечно.
Развивается в этом томе история с "Темным лесом". Если в предыдущей книге нам рассказали лишь теорию, то в "Вечной жизни смерти" показали все на практике. Показали усыхающую "лужу" четырехмерного пространства (явно забив на то, что у нас тоже надо бы учитывать параметр "время", ну да ладно), познакомили с усыпальницами цивилизаций того пространства. Подтвержденная теория "Темного леса" во всей красе, в общем.
Теория «темного леса» значительно изменила человеческую цивилизацию. Некогда полный оптимизма ребенок, а теперь отгородившийся от Вселенной одиночка сидел у погашенного костра и вздрагивал от любого шороха.
Правда, в истории с преобразованием пространства из одной размерности в другую больше фантастичного, чем научно-фантастического. Автор разошелся не на шутку, отпустив фантазию в свободный полет (прям как экипажи двух кораблей землян, успевших сбежать в свое время). Но фантазия совсем не рушит цельность идеи на весь цикл, да и читается довольно органично, словно так все и должно быть взаправду.
Цикл в целом прекрасен своими метафорами: что в названиях, что в целом в тексте. "Вечная жизнь смерти" интересна в этом плане тремя сказками, рассказанными Юн Тяньмином. Они сами по себе симпатичные, но в переносе на сюжет трилогии и конкретно последнего романа. Рассказать о технологиях через двойную метафору - это круто! Сказки и их расшифровка были самой увлекательной частью романа. Жаль, что Чэнь Син как обычно все...
Ну и, конечно же, главная метафора этой книги про то, что жизнь очень сильно влияет на среду, в которой зародилась. Заявляется эта идея в самом начале романа, когда небезызвестной читателю по другим книгам Ян Дун один из ученых показывает модель Земли, какой та бы оказалась, если бы на ней не зародилась жизнь. Потом начинается история так и не научившейся на своих ошибках Чэнь Син, и ты долго думаешь, а зачем была вообще эта глава с моделью Земли? И забываешь, потому что на тебя сваливается очень много разных событий, одно другого хуже. Но ближе к финалу начинаешь замечать, что автор после той главы так и не переставал объяснять, о чем он хотел рассказать читателю. Жизнь влияет на среду. Очень сильно влияет, может даже сильнее, чем среда на жизнь. Это можно трактовать как угодно от банального переноса на экологию до глобальных (возможных будущих космических свершений, если таковые у человечества будут). Но мне снова здесь видится большой гуманистический посыл, как и в других книгах Лю Цысиня.
Жизнь влияет на среду. Влияние не обязательно должно оказаться пагубным для них обоих. И это прекрасно.
Итого:
Самая тяжелая книга цикла: что по происходящим событиям, в которых автор все ближе и ближе подводит человечество к гибели; что по послевкусию с нотками экзистенциального кризиса. Но в то же время чего еще было ожидать от неравного противостояния? Впрочем, нам показали и возможность союзов цивилизаций, пусть лишь упомянув их, но все-таки. В любом случае, читать цикл было увлекательно - он шикарный!
Сейчас мы знаем, что такова дорога любой цивилизация: проснуться в тесной колыбели, сделать первые шаги, совершить первый полет, летать быстрее и дальше, и наконец объединить свою судьбу с судьбой Вселенной.
Всем разумным существам предначертано стать настолько же великими, насколько велики их устремления.