Не для кого не секрет, что общественный транспорт убыточен и для развития нужны дотации, инвестиции и тд и тп! Каждое новое правительство внедряло свой способ за контролем оплаты в транспорте, а пассажиры искали способ проехать "зайцем". Поговорим, об истории и как сегодня власти Санкт-Петербурга решили сэкономить на такой должности, как кондуктор.
Предыдущее упразнение этой должности было в конце 1950х по этическим соображениям. Доверие к пассажиру, советский человек не может проехать зайцем, если такой попадется, то будет осужден обществом. Но с каждым новым поколением совесть перестала быть лучшим контролером и кассовые аппараты стали обманывать. Рассказывали как кидали монеты меньшим достоинством или кидали монеты на ниточке, а потом вытягивали обратно. Любое нововедение встречалось "в штыки" и искался способ обмана системы.
На смену кассовым аппаратам пришли компостеры. Пассажир мог приобрести талоны на проезд у водителя и затем проколоть (пробить) в компостере билет.
На такое нововведение сразу нашлись варианты проезда по нескольку раз по одному билету. Человек пробивал билет после поездки его не выбрасывал, а ехал в другом транспорте.
За "зайцами" теперь стали приглядывать контролеры, которые дежурили на линии и проверяли как оплачивают проезд. а чтобы не было возможности проехать несколько раз по одному билету стали менять либо зубцы в компостерах, либо сами компостеры и контролер заходя в салон автобуса, троллейбуса или трамвая пробивал бумажку в компостере и сравнивал "дырки" в билетах.
В 1990е каждый стал зарабатывать как умел: увеличилось количество фальшивых проездных документов, а понять проверяет тебя настоящий контролер и лже непонятно в связи с чем увеличелось количество жалоб на работу общественного транспорта.
Итак в салоне общественного транспорта вновь вернулся кондуктор. Теперь он продавал билеты, тем самым освободив водителя от дополнительной работы и проверял проездные билеты. Контролеры теперь проверяли работу кондукторов. Зачем так много проверяющих спросите вы? Все очень просто: помимо хитрых пассажиров появились и хитрые кондуктора! "Начальник салона" мог повторно продать билет или провести человека за половину стоимости без билета тем самым делая прибыль себе, а не предприятию.
Борьба с "зайцами" продолжилась. Современные технологии позволили отказаться от бумажных проездных, переведя все на электронную карту. В салонах общественного транспорта появились валидаторы. Теперь пассажир войдя в салон должен приложить карту к валидатору, зеленая стрелка на экране сообщает, что проезд оплачен. Но так как некоторые могут не проделать такую операцию, кондуктор ручным валидатором может проверить оплатили вы или нет.
За работой кондуктора и не только стали тоже следить. Сейчас запрещено выпускать на линию автобус, троллейбус или трамвай без рабочей системы видеонаблюдения. Тем самым парки предприятий на случай жалобы пассаажира или дтп могут помотреть видеозаписи и установить причину произошедшего.
Цифровизация вошла в жизнь стремительно и подарило новый способ ушлым пассажирам ехать бесплатно. Дело в том, что валидаторы не принимали к оплате банковские карты и подошедшему кондуктору человек объяснял, что у него нет наличных, а только банковская карта, которой он готов оплатить. Но как известно все зависит от человека и на хитрого пассажира может попасть хитрый кондуктор. Чтобы не везти "зайца" (а как выше сказано, есть контролеры, проверяющие работу кондуктора) "начальник салона" предлагал перевести деньги за проезд на свою карту и выдавал проездной билет.
Сегодня все валидаторы принимают к оплате любые карты, а кондуктору запрещено делать переводы на свою карту, так как билет выдается не всегда.
Постепенный отказ от кондуктора начался с частных предприятий. На дорогах Санкт-Петербурга работают не только государственные, но и частные предприятия, которым содержать штат кондукторов нерентабельно, поэтому появились несколько способов работы без кондукторов: в автобусах выход осуществляется через первую дверь и водитель считывает оплату с проездных и принимает наличные, только у станций метро такой вариант заставляет стоять машину несколько минут и может появится очередь из общественного транспорта на остановку. Другой вариант (более привычный) предлагает компания "ТКК" в трамваях "Чижик" стоят кассовые аппараты и валидаторы принимают все виды проездных, включая банковские карты. Контроль за проездом осуществляют контролеры.
Сегодня проводится новая транспортная реформа, где помимо отказа от "маршруток" город отказывается и от кондукторов. Увидеть человека с сумкой для денег и кассовым аппаратом (или катушкой билетов) можно будет только на маршрутах с большим пассажиропотоком у государственных перевозчиков. Частные же компании теперь не принимают наличные. Первые 20 автобусных маршрутов начали работать с 1 апреля, теперь войдя в салон нужно приложить карту к валидатору или заранее купленный в метрополитене (сейчас точки распространее растут) QR-билет. За оплатой проезда следят контролеры.
Государственные перевозчики пока просто сокращают штат кондукторов. Оплату наличными принимает водитель, а проверку оплаты проверяют сотрудники парка или ГКУ "Организатор перевозок".
Такой парный состав можно увидеть только на маршруте 10, который с 24 апреля стал тоже работать без кондуктора.
Теперь наступает новый этап борьбы с "зайцами". Любители проехать бесплатно готовятся отстаивать свои права, при этом забывая про обязанности. Дело в том, что при поимке "зайца" контролер с ним ничего не сможет сделать. По законодательству штраф, который должен оплать нарушитель - 500 рублей (в планах поднять до 2500 рублей), но брать наличные контролер не имеет права и должен выписать квитанцию на оплату, для которой нужны данные человека на которого выписывается штраф. Но требовать паспорт или задерживать пассажира контролер не имеет права (это могут только полицейские, росгвардейцы или случаи указанные в Федеральном законе), тем самым городские власти не готовы законодательно к борьбе с зайцами, тем самым уменьшая доход отрасли и увеличивая количество жалоб.
Будем следить за новыми этапами борьбы. А как вы предлагаете бороться с "зайцами" на транспорте?