Сегодня общалась со своим знакомым юристом. У него только недавно завершилось одного дело. Ситуация с одной стороны банальная, но это не делает ее хоть сколько-то приятной.
Когда-то давно в муниципальной квартире жила семья: родители и дочь. Дочь влюбилась, потеряв голову, по молодости, загуляла, забеременела, а молодой человек отказался не готов. В итоге она стала матерью-одиночкой, родив сына. К сожалению, о качественном образовании пришлось забыть. С огромными сложностями ей удалось получить профессию медсестры, хотя когда-то мечтала стать врачом. Но не все мечты сбываются.
Квартиру приватизировали на четверых. Потом не стало отца, а у матери случился инсульт. Тут очень пригодились навыки и умения медицинской сестры. Шесть лет бабушка лежала, а потом не стало и ее. Так оказалось, что в квартире оказались два человека: мать и сын с долями 3/4 и 1/4 соответственно.
Сын рано начал встречаться с девушками. Естественно, общение проходило не только в формате прогулок за ручку. Когда он только завершал обучение в техникуме, очередная его девушка оказалась беременной. Может быть, правильнее было проигнорировать данный факт, но женщина не смогла. Девушка решила рожать. Помня, как ей самой было плохо, она настояла на ответственном решение. В итоге сын женился и привел в дом жену. Обыденно.
Молодая семья постоянно собачились между собой. Ещё до рождения ребенка они устали друг от друга. Молодая бабушка пыталась помочь молодым и финансово (одна с пузом и без работы, второй только выпускается из техникума), и поддержать морально. Когда родился малыш, бабушка физически впряглась в уход за ним. Как-то незаметно оказалось, что придя с работы, она должна перегладить белье, погулять с внуком, прибрать в квартире и приготовить ужин.
- Кто же поможет нашим детям, кроме нас самих, - отвечала она соседкам, который смеялись над ней,называя прислугой в семье сына.
- Молодая же ещё, - говорили они ей, - выставила их на вольные хлеба и свою бы жизнь устраивала. Сколько можно сопли им вытирать. Сумели дел натворить, пусть сами и расхлёбывают. А ты себе бы мужика лучше нашла. Хоть пожила бы нормально, как человек.
Сын, правда, дома не сидел. Пошел работать, хватаясь за все, что предлагают. Правда, денег все равно было мало. Ну, и не удивительно. Желающих платить большие деньги вчерашнему выпускнику сложно найти.
В итоге он прибился к бригаде, которая работала "на хозяина без оформления". То есть они выполняли работу, с ними рассчитывались наличкой. Ни о каких вариантах социальной защиты работника речи не велось. Зато платили неплохо, больше, чем можно было заработать с официальным оформлением. Матери такая работа не нравилась. Но молодых устраивала более чем. Естественно, деньги нужны здесь и сейчас, особенно когда их не хватает. А пенсия... когда она будет еще.
Через какое-то время молодая семья задумалась о том, чтобы купить себе отдельное жилье. Не сложно понять их желание жить отдельно. Сын предложил матери или выкупить его долю или продать квартиру всю целиком и разделить деньги. Вот так в моменте денег у женщины не было, чтобы выкупить долю и продавать квартиру она не хотела. Квартира на вторичке на первом этаже в хрущевском доме стоило совсем небольших денег. На то, что можно было за нее выручить, в итоге ничего стоящего приобрести было нельзя. В итоге они с сыном и его женой пришли к соглашению, которое по настоянию жены даже задокументировали, что мать обязуется через полгода выкупить по рыночной стоимости долю, находящуюся в собственности сына. То есть женщина рассчитывала за это полгода найти кредит и собрать по возможности максимальную сумму денег. Конечно, вся эта ситуация ей не нравилась. Но с другой стороны, она понимала молодых и понимала, что, возможно, для нее самой будет лучше начать жить одной.
Пока она искала все возможные варианты, ей предложили месяц поработать ночной сиделкой у дементной старушки. Платить обещали хорошо. Работа оказалась очень тяжёлая. Но нанимавшие ее люди оказались довольны. Они готовы были продолжить с ней, но не она. Вскоре к ней обратились с предложением круглосуточного проживания с тяжелобольной женщиной, которая нуждалась не только в присмотре, но и выполнении назначения врачей. Было договорено, что женщина будет иметь выходной в воскресенье с 9 до 21 часа. Конечно, было очень тяжело, но деньги решали.
Через 6 месяцев от начала договора всей необходимой суммы не было. Но так как женщина дома практически не жила, решили, что можно подождать ещё.
Но, как известно, жизнь вещь непредсказуемая. Спустя некоторое время сына не стало. Женщина, невестка и малолетний внук вступили в права наследования на его 1/4 доли. У невестке и ребенка оказалось по 1/12. Совсем немного.
Женщина жалела невестку. Совсем молодая. Осталась одна с ребенком на руках. Наверное, она вспоминала себя. Продолжая жить с тяжелобольной пациенткой, женщина старалась подкидывать денег невестке на внука, раз не может помогать своим присутствием.
Через полтора года после смерти сына умерла подопечная женщины. Тогда она вернулась в свою квартиру. А куда ей было идти?
Очень скоро к ней пришла невестка с вопросов: когда она съедет из квартиры.
- Так это моя квартира! - удивилась женщина. - Никуда из своей квартиры я уходить не собираюсь. Что за глупости. Выкупить у тебя долю, унаследованную за моим сыном, я готова, как и раньше, или можешь жить в моей квартире, если идти не хочешь к родителям, я не гоню. Как-нибудь поместимся.
- Да как с вами жизнь-то строить! - возмутилась невестка. - Неужели не понятно, что вы нам мешает жизнь устраивать. Вполне можете опять сиделкой устроится к кому-нибудь. И всем будет хорошо.
- Можешь сама сиделкой с проживанием устроится, раз тебе со мной некомфортно. Или к своим родителям вернуться. Я тебя здесь не удерживаю. Но из своей квартиры я никуда не уйду. И притон здесь устраивать не позволю, мужиков таскать не разрешу. Ребенка бы постеснялась. Жизнь она устраивать собралась.
С этого момента между женщинами началась война. Невестка всеми силами стремилась выгнать хозяйку из квартиры. Но не вот-то вышло. Миром решить ситуацию не получалось. Невестка была уверена, что имеет право жить и строить свою жизнь, как ей нравится и дальше в квартире умершего мужа, а бывшая свекровь вполне может заработать сиделкой себе на квартиру или комнату в общежитие, проживая на территории подопечного, как это делала раньше. Свекровь была уверена, что это квартира ее родителей, в которой она хозяйка, тем более имея преимущество по доли собственности, и невестка обязана считаться с ней, не водить в ее квартиру новых мужиков и не устраивать там вечеринок, тем более, что у нее растет маленький ребенок и хорошая мать должна в первую очередь думать о нем. а не о себе. Каждая точка зрения имеет право на существование. Пришлось вмешиваться в ситуацию юристам.
После долгих разбирательств, судов, попыток примирения и прочей тянучки, наконец-то, удалось достичь решения проблемы. Квартира остается полностью свекрови. На счет ребенка будет положена сумма, равная рыночной стоимости доли, принадлежащей ребенку (согласие органов опеки получено). Невестка получит такую сумму "живыми" деньгами и деньги за свою долю квартиры и будет зарегистрирована и прожить в квартире своей бабушки вместе с ребенком в этом же городе.
Казалось бы хеппи-енд. Каждый получил относительно то, к чему стремился. Конечно, не в полной мере, но все же. Очевидно, что отношения испорчены и вряд ли наладятся в когда-нибудь. И речь даже не о том, что "кто подаст стакан воды и кто будет таскать горшки за ней потом". Пить не обязательно будет хотеться, а при таком отношении не факт, что даже подаренная квартира стала бы основание заботы и ухода при болезни. Женщина еще не на столько стара, чтобы поставить на себе крест и ползти на кладбище, еще есть время и замуж сходить. Да даже если не замуж, то просто спокойно жить. Пострадавшим мне видит больше всех в этой истории ребенок. Лишился отца. Теперь бабушки. Мать, устраивающая свою жизнь, наперекор всему. Безусловно, прожиточный минимум он получит, но вот всего остального... даже если бабушкина квартира впоследствии достанется только ему.