Найти в Дзене

История советской стенки

Наверное, нет такой квартиры в России, где в гостиной никогда не стояла модульная мебель, она же «стенка». За годы существования модульная мебель изменилась, но все еще проектируется на основе идеи, возникшей 70 лет назад. Первая модульная мебель Прообраз модульной «стенки» придумал дизайнер Поуль Кадовиус (Poul Cadovius). Он был вовсе не француз, как любят писать в рунете, а, внезапно, датчанин. Поуль Кадовиус родился в 1911 году и прожил почти сто лет, до 2011 года. Он считается одним из самых успешных датских дизайнеров мебели. Помимо стенки Кадовиус успел воплотить множество других идей, например, он придумал PIA CHAIR – стул с плетеным из веревки сиденьем. «Стенка» Кадовиуса вошла в историю как ROYAL SYSTEM, буквально «королевская система». Первая стенка была выпущена в 1948 году, а после он модифицировал их несколько раз. Выглядели они вот так: Кадовиус воплотил два основных принципа стенки: модульность, то есть возможность менять позиции полок и блоков по желанию, и расположение

Наверное, нет такой квартиры в России, где в гостиной никогда не стояла модульная мебель, она же «стенка». За годы существования модульная мебель изменилась, но все еще проектируется на основе идеи, возникшей 70 лет назад.

Первая модульная мебель

Прообраз модульной «стенки» придумал дизайнер Поуль Кадовиус (Poul Cadovius). Он был вовсе не француз, как любят писать в рунете, а, внезапно, датчанин. Поуль Кадовиус родился в 1911 году и прожил почти сто лет, до 2011 года. Он считается одним из самых успешных датских дизайнеров мебели. Помимо стенки Кадовиус успел воплотить множество других идей, например, он придумал PIA CHAIR – стул с плетеным из веревки сиденьем.

Тот самый PIA CHAIR, идея которого принадлежит Кадовиусу. Источник: Hauslondon
Тот самый PIA CHAIR, идея которого принадлежит Кадовиусу. Источник: Hauslondon

«Стенка» Кадовиуса вошла в историю как ROYAL SYSTEM, буквально «королевская система». Первая стенка была выпущена в 1948 году, а после он модифицировал их несколько раз. Выглядели они вот так:

Кадовиус воплотил два основных принципа стенки: модульность, то есть возможность менять позиции полок и блоков по желанию, и расположение всей системы вдоль одной стены. Модули предполагались в основном открытые: это делало стенку визуально легкой, в отличие от дальнейших ее вариаций. Появление ROYAL SYSTEM стало революцией в проектировании мебели и вдохновило дизайнеров на дальнейшие эксперименты.

ROYAL SYSTEM в современном интерьере. Выглядит стильно и очень по-скандинавски. Источник: Pinterest
ROYAL SYSTEM в современном интерьере. Выглядит стильно и очень по-скандинавски. Источник: Pinterest

Польские стенки

В 1961 году на 17-й Международной Познаньской ярмарке супруги-дизайнеры из Польши Богуслава и Чеслав Ковальски представили на выставке стенку, более известную как "meblościanka".

Ковальски разработали модульную стенку в ответ на вызовы современности. В 1950-х годах новое жилье возводилось по серийным и типовым проектам, а по нормативу 1959 года максимальный метраж М4 (то есть квартиры для четырех человек) составлял 48 квадратных метров. Довоенные квартиры разделялись на несколько меньших по площади помещений. В условиях малогабаритных квартир возникало сразу две проблемы: хранение вещей и экономия пространства. Стенка успешно решала обе. У Ковальских получилось создать мебель, которая не будет выделяться и привлекать к себе внимание, и дать возможность формировать структуру стенки по потребностям владельцев.

Стенка Ковальских была не только эргономичной, но и «идеологически верной». После войны в 1940-х в Польше развернулась кампания за «отказ от мещанства». Рабочие и крестьяне, перебравшиеся в города, полюбили вычурные «буржуазные серванты», а стенка отличалась от них своей простотой и упором на функциональность.

Само название «стенка Ковальских» быстро стала нарицательным, потому что Ковальски – типичная польская фамилия, и звучит примерно так же, как «стенка Ивановых».

В 1963 году стенки пустили в серию, и тут же начались проблемы из-за столкновения прекрасной идеи и фактического исполнения. Из-за дефицита материалов качество резко упало, и изначальные замыслы дизайнеров исказились. Сами Ковальски говорили:

«Потом кто-то додумался до пластиковой отделки разных цветов, получилась страшная цветовая какофония. Вообще вместо настоящего шпона мебель оклеивали чем-то искусственным и глянцевым, и это было ужасно. Ее поливали блестящим лаком, а ведь мебель изначально задумывалась матовой».

Какое-то время стенок хватало на всех желающих, но в 1975 году снова вернулся дефицит, и за мебелью приходилось вставать в очередь.

Успех стенок и массовое производство

Естественно, успех польских стенок тут же заметили соседние страны: Румыния и Чехословакия. Румынские и чешские стенки везли в СССР, где за ними выстраивались многолетние очереди. Они отличались от польских, но были не менее популярны.

Во-первых, стенки прекрасно вписывались в небольшие коммуналки и свежепостроенные хрущевки. Во-вторых, какое-то время рационализм стенок вписывался в «отказ от мещанства», но длилось это недолго.

Очень скоро наличие стенки в квартире стало показателем финансового благополучия, как и выставленные в ней книги, чешский хрусталь и телевизор. Из идеологически правильной мебели стенка превратилась в «мещанскую мечту».

Дальнейшая история стенки

В 1990-х стенка не потеряла своей популярности: малогабаритные квартиры никуда не делись. Вместе с размерами телевизоров менялись отведенные под него полки, появлялись специальные отделения для видеомагнитофонов и музыкальных центров. В 2000-х появились новые оттенки пленки, изменился декор, расположение шкафов и модулей стало разнообразнее, хоть и не всегда выглядело рационально и органично в небольших квартирах.

Типичная стенка конца 1990х – начала 2000-х: с полочкой под видео- или dvd-магнитофон и местом для музыкального центра.
Типичная стенка конца 1990х – начала 2000-х: с полочкой под видео- или dvd-магнитофон и местом для музыкального центра.

Современный дизайн стенки снова тяготеет к минимализму и спокойным оттенкам, и модули проектируются таким образом, чтобы не выделяться на фоне интерьера. А так как на смену хрущевкам пришли микростудии в новостройках, модульная мебель останется с нами еще надолго.

СССР
2461 интересуется