Итак, мы на пути к мечте. Согласно схеме, которой мы "разжились" на стойке терминала, нам предстояло проехать на автобусике, называемом здесь shuttle (челнок), курсирующем между точками осмотра. И первая из них - Eagle point.
Территория парка является частным владением резервации индейцев племени навахо, хавасупай и хуалапай. Экскурсии платные, так как это основной доход племени, которое владеет этой территорией. Ну и естественно, все не дешево, точно не скажу, не мы оплачивали (это был подарок нам), но что-то около $100 на человека.
Ехали мы на шатле недолго, водитель вещал по английски, я понимала отдельные слова, да и не очень слушала, а смотрела в окно и думала, что почти всю жизнь проездила по таким пустыням, видела не менее впечатляющие чинки Устюрта, Алтын Эмель и Чарынский каньон, короче, у нас в Казахстане тоже есть что посмотреть. А вот под старость лет приперлась полюбоваться на американское чудо света за 10 тыс. км. Что-то припозднилась моя мечта со своим исполнением, нет того чувства ожидания чего-то неизведанного и восторга от встречи с ним😉. "Плавали, знаем".
Этот пункт называется "Eagle Point", то есть "Пункт Орла". Символом этой остановки стала скала, по своим очертаниям похожая на птицу.
Так, наверное, более похоже...
Вновь прибывшие кинулись с камерами к обрыву, но не тут-то было... На пути встал служитель парка. Разочарованные туристы пороптали, но подчинились.
Фотографировали издалека.
Говорят, что раньше такого не было, чтобы не пускали к самому краю. Но на это были свои причины, о которых мы потом прочитали в интернете. Оказалось, что за 2 дня до нашего "пришествия" здесь произошел несчастный случай со смертельным исходом: парень из Иллинойса спрыгнул с обрыва. Так и не выяснили по какой причине, то ли паркуром решил заняться, но промахнулся, то ли специально совершил суицид.
Но кое-что мы и издалека увидели. Конечно, фотография не дает впечатления масштабности этого природного чуда, занесенного в 1979 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как-то всплыл в памяти давно забытый термин - антецедентная долина(от лат. antecedens — предшествующий, то есть долина реки древнее окружающего рельефа, мало того он создан посредством этой водной артерии), который нам вдалбливали преподаватели университета, и который мы использовали иногда в качестве ругательства. Теперь масштаб тектонических движений на плато Колорадо и результат работы реки в течение миллионов лет прямо перед нами.
От этой глубокой расселины увидели террасу со стеклянным полом, нависшую над пропастью. Правда, наш местный гид, который здесь уже не первый раз, сказал, что впечатления так себе, не стоят особого внимания.
Мы с Ксюшей все-таки решились получить порцию адреналина и отправились внутрь этого футуристического строения. Здесь наш пыл немного поостыл, так как билет на террасу стоил $25 c человека. А когда сказали, что нужно сдать фотоаппараты, нас вообще задушила жаба и мы резко раздумали гулять над пропастью без возможности запечатлеть то что увидели, а еще и покупать чужие снимки за отдельную плату.
Рядом стоящий щит, предлагал ознакомиться с жилищным строительством коренных американцев. Решили посмотреть на традиционное жилье индейских племен этого региона.
Строение индейцев племени хуалапай - викиуп. Сооружается из стволов можжевельника. Снаружи каркас закрывали землей или ветками кустарника, пол выстилался шкурами животных. Обычно, викиуп строили для размещения всех членов семьи вместе. Строились еще отдельные викиупы, так называемые "парилки", которые использовались для религиозных ритуалов или для исцеления от болезней как мужчин, так и женщин.
А такие викиупы использовались в церемониальных целях. Рассчитан на 4-6 человек. Использовался для очищения разума, тела и души. Мелкие камни нагревались на огне и помещались в середине глиняной хижины, затем на камни выливались вода, чтобы создать пар. Находясь в парилке, участники церемонии молились своим богам.
Хоган для народа навахо - культовое сооружение. Считается, что первый хоган построил дух-Койот с помощью бобров. Это сооружение более капитальное, построено из бревен, пространство между бревен и балок заполнялось землей. Стены получались прочными и теплыми.
Очень оригинально сооружался свод хижины, ну вот "землянка наша в три наката". Что интересно, нечто подобное мы видели потом в Грузии в музее Ахалцихе, тоже традиционное жилище.
Понятно, что в настоящее время ни индейцы, ни грузины в таких домах уже не живут😉.
А вот еще мне интересно, где навахо среди таких пустынных колючек брали бревна?
А вот хвощи здесь "богатые" и даже зеленеют. Очень похож на нашу эфедру, только у нас она голубоватая, может другой вид.
Ещё один шалаш. Такие строили племена хавасупаев (Havasupai). Каркас возводился из ивы. В местах соединения стволы скреплялись стеблями банановой юкки или стреловидного сорняка (arrow Weed), они известны своей прочностью и гибкостью. Оба эти растения распространены в нижнем течении р.Колорадо. В Калифорнии, Неваде и Аризоне использовались коренными племенами не только для строительства, но и для изготовления стрел, а так же в пищу и для лекарственных настоев.
Что интересно, информационные таблички установлены из камня с гравированным текстом. Прямо скажем, сделано на века, чего не скажешь о самом строении.
Еще одна хижина, но уже без комментариев, наверное не успели высечь текст на камне😏.
Ну вот, наконец-то, нечто похожее на вигвам, то есть жилье американских индейцев, которое нам демонстрируют в кино. Но на информационном щите это сооружение называно "типи". Правда в том, что такие дома использовали племена индейцев, живущих на территории Внутренних равнин Северной Америки и ведущих кочевой образ жизни, а их много, может и есть какие-то различия в деталях, а может в языке.
К кочевым племенам как раз и относятся команчи, апачи, лакота, которые известны нам по фильмам с Гойко Митичем - "заслуженным индейцем Советского Союза"😏. Кстати, лошади у индейцев появились только в 30-х годах 18 века, и первыми кто посадил своих людей верхом на лошадь были команчи. Тогда и начал складываться образ индейцев, прекрасных наездников, оказывающих вооруженное сопротивление правительственным войскам Соединенных Штатов, который до сих пор используется в литературе и искусстве как архетип коренных народов Америки.
Конусообразный дизайн типи является наиболее совершенной природной формой кочевого жилища. Он выдерживает сильный ветер, а для сохранения тепла в холодный период, внутреннюю часть покрывают буйволиной шкурой. Для обогрева или религиозных ритуалов в центре разводился костер, через дымовое отверстие в вершине конуса молитвы проникали в духовный мир. Во всяком случае, так объясняется на информационном щите.
Жилище индейцев Хопи (Hopi). Хопи жили оседло в деревнях, строили большие дома и имели развитую культуру. Испанцы, столкнувшись с этим племенем, назвали их пуэбло, что с испанского означает "деревня". Значение слова хопи - вежливый, миролюбивый, цивилизованный.
Индейцы хопи происходят от одной из древних культур, существовавших на территории нынешних штатов Нью-Мексика и Невада, имеют свой язык, относящийся к группе юто-ацтекских языков. Земледелие является важной частью культуры хопи, а земли резервации индейцев хопи окружены землями резервации навахо, поэтому между племенами возникают до сих пор долгосрочные земельные споры.
Это сооружение уже не относится к индейской культуре и традициям, это место для курение, так как в национальном парке курить можне только здесь.
Это странное сооружение тоже не имеет информационной таблички, но я для себя решила, что это печь, типа тандыра. Такая же стоит у домика хопи.
Ну вот, архитектуру и технические приемы строительства жилья коренных американцев я осветила, теперь мы направляемся к другому пункту осмотра каньона.