Существует холодная эмаль (более ломкая, без отжига), а также горячая, для которой огонь лучший союзник.
Горячее эмалирование является одной из древнейших техник с 3000 летней историей. Изделия с эмалью были популярны в Древнем Египте, Греции, Римской Империи, Византии. Самые ранние находки с эмалью датируются 1400 г. до н.э.
Высоко ценились произведения византийских мастеров, пластины с эмалью украшают корону Мономаха и Священную корону Венгрии. Особенности техники древних мастеров заключались в создании ликов святых при помощи контуров из золотой проволоки и горячей стеклянной заливки широкой цветовой палитры.
А вот эмаль по технике минакари в сочетании с камнями и жемчугом – истинная роскошь Востока уже 5000 лет.
В 18 веке особенно прославилась русская финифть – эмалевая роспись. Нанесение финифти - процесс трудоемкий и сложный, включает в себя несколько этапов обжига. Каждый нанесенный слой эмали подвергается тепловой обработке и эмалированная миниатюра практически вечно сохраняет блеск, чистоту и прозрачность цвета.
С каждым витком истории находилось место и эмали в повседневной жизни. Политагитация советского времени спровоцировала создание настоящих шедевров в технике эмали, например, портретов Ворошилова и Гагарина.
Горячая эмаль имеет насыщенные, богатые оттенки цветов и именно она используется при изготовлении государственных наград. После революции, в борьбе с пережитками капитализма, мы чуть было не утратили многовековой опыт русской эмали. Так у ранних знаков СССР отсутствовал этап шлифовки и мы часто видим на знаках бугристую поверхность эмали (например, Кр. Знамя РСФСР).
Сейчас эмаль шлифуют, чтобы она сравнялась с поверхностью перегородчатого рисунка или надписи.
И советские, и российские награды изготовлены, как правило, из драгоценных металлов золотых и серебряных сплавов, с гальванопокрытием и только горячими эмалями.
Почему горячими? Потому что из-за специфики термообработки эмали не будут страшны влага, свет, смена температуры, пыль, и изделие не утратит эстетику с течением времени.
Долговечность эмали оценили современные ювелирные дома. Ручная роспись эмалью является уникальной чертой испанского модного дома Clara Bijoux, яркий геометричный стиль арт-деко Bijoux узнаваем во всем мире. Эмалевые украшения с фантастическими сюжетами - визитная карточка австрийского Frey Wille. «Ростовская финифть» зарекомендовала свой уникальный дизайн на мировом уровне. Законодатели ювелирной моды активно используют эмаль в своих коллекциях, например, Tiffany в коллекции Return акцентировала культовую подвеску эмалью фирменного цвета. Яркий маркер эмали равен максимальному эффекту узнаваемости. Качество эмалированных украшений очень высокое, а срок службы очень долгий.
Нано технологии в ювелирном деле вносят пикантную ноту в создание новых коллекций.
Неоновая эмаль преображает классическое украшение с наступлением темноты. Мягкое свечение неона создает космический эффект. Двойное прочтение украшения – классика днем, в ночи модерн.
Тренд на колорирование направлен на многообразие цветовой палитры ювелирных изделий. Яркость, живость цвета, подвижность оттенков доступны за счет нанокерамики.
Нанокерамика – электрохимическое покрытие, в основе которого твердые керамические нано-частицы. Присутствие микрочастиц дает отличную прочность, а в отличие от акриловых мягких красителей, после завершения процесса полимеризации наноэмаль уже невозможно повредить.
Мировые бренды задают настрой на яркость, эргономичность и надежность. Все эти качества совмещает в себе эмалевое покрытие. Chanel первыми уловили мотив популярности керамики и эмали, затем тренд подхватили Prada, Dior, Fendi и другие. Вы удивитесь если узнаете, что корни ювелирная керамики лежат в стоматологии. Особенно прочный и эстетичный цирконий лег в основу не только зубных коронок, но и покрытий модных дизайнерских украшений.