Найти в Дзене
Малый театр

«...идеальный артист для режиссёра»

16 апреля 2022 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Евгения Валериановича Самойлова (1912-2006) – народного артиста СССР, одного из самых известных и любимых зрителями советских актёров. Самойлов прославился ещё в предвоенное время, исполнив роль легендарного героя Гражданской войны в драме Александра Довженко «Щорс» (1939). Миллионы кинозрителей и сегодня с благодарностью вспоминают работы актёра в таких фильмах, как «Светлый путь», «Сердца четырёх», «В шесть часов вечера после войны», «Герои Шипки», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину» и многих других. Важнейшую роль в творческой жизни Евгения Валериановича играл театр. Самойлов, родившийся в Санкт-Петербурге, начинал свою сценическую деятельность в городе на Неве – с 1930 по 1934 гг. он служил в Театре актёрского мастерства под руководством Леонида Вивьена, после чего по приглашению Всеволода Мейерхольда переехал в Москву и поступил в ГосТиМ. После того, как был закрыт театр, носивший имя мастера, Евгений Самойлов несколько лет п

16 апреля 2022 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Евгения Валериановича Самойлова (1912-2006) – народного артиста СССР, одного из самых известных и любимых зрителями советских актёров. Самойлов прославился ещё в предвоенное время, исполнив роль легендарного героя Гражданской войны в драме Александра Довженко «Щорс» (1939). Миллионы кинозрителей и сегодня с благодарностью вспоминают работы актёра в таких фильмах, как «Светлый путь», «Сердца четырёх», «В шесть часов вечера после войны», «Герои Шипки», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину» и многих других.

Важнейшую роль в творческой жизни Евгения Валериановича играл театр. Самойлов, родившийся в Санкт-Петербурге, начинал свою сценическую деятельность в городе на Неве – с 1930 по 1934 гг. он служил в Театре актёрского мастерства под руководством Леонида Вивьена, после чего по приглашению Всеволода Мейерхольда переехал в Москву и поступил в ГосТиМ. После того, как был закрыт театр, носивший имя мастера, Евгений Самойлов несколько лет проработал на Киностудии им. А.Довженко и в Московском театре комедии. В 1940 г. актёр перешёл в Театр Революции (сейчас Театр им. Вл.Маяковского), где служил вплоть до 1967 г. и сыграл одну из самых известных своих ролей – Гамлета в одноимённой трагедии У.Шекспира.

Евгений Валерианович Самойлов
Евгений Валерианович Самойлов

С 1968-го и до последних дней своей жизни Евгений Валерианович Самойлов был актёром Малого театра. За 38 лет на старейшей драматической сцене он исполнил 28 ролей. К наиболее выдающимся работам Самойлова относятся: Иван Петрович Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого), Васин («Русские люди» К.Симонова), Андреа Дориа («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Игнат Гордеев («Фома Гордеев» М.Горького), Джонатан Коффин («Ночь игуаны» Т.Уильямса), Бенволио («Убийство Гонзаго» Н.Йорданова), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), Захарьин-Юрьев («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого), Карп («Лес» А.Н.Островского), Камердинер герцога («Коварство и любовь» Ф.Шиллера).

16 апреля 2002 г. Малый торжественно отмечал 90-летие одного из своих лучших мастеров. Евгений Валерианович, игравший в тот день Карпа в «Лесе», принимал поздравления представителей столичных театральных коллективов. Ко дню рождения великого актёра был подготовлен специальный выпуск газеты «Малый» – о юбиляре рассказывали его коллеги Юрий Соломин, Элина Быстрицкая, Татьяна Панкова, Виктор Борцов, Анатолий Торопов, Александр Михайлов.

Вспоминая Евгения Валериановича, предлагаем вашему вниманию интервью Юрия Соломина (2002 г.), а также небольшой фильм, посвящённый артисту.

«Счастливая судьба свела нас с Евгением Валериановичем Самойловым в 1959 году, когда я снимался в своём первом фильме «Бессонная ночь» у режиссёра Исидора Анненского. Евгений Валерианович играл моего отца. У меня до сих пор хранятся три фотографии, которые я привёз ещё из Читы – это Михаил Иванович Жаров, Борис Андреевич Бабочкин и Евгений Валерианович Самойлов. Надеюсь, не надо объяснять, почему я собирал и хранил эти фотографии. Мне было 18-20 лет, это были мои любимые артисты. Прошли годы, и с тем, и с другим, и с третьим я начал работать в одном театре. А потом так случилось, что мы с Евгением Валериановичем лет 15 назад поселились в одном доме. Мало того – в одном подъезде. Ездим в одном лифте и очень часто встречаемся во дворе, когда выносим мусор. И я всегда говорю: «О, Евгений Валерианович, как мне приятна эта встреча с историей советского театра и кино!» Он тоже смеётся, мы улыбаемся, разговариваем о погоде, о театре… У меня к нему особое отношение ещё и потому, что мы 15 лет общаемся и все подъездные дела решаем вместе. Когда-то это был кооперативный дом Малого театра, теперь там живёт не так много артистов, в том числе Ирина Анатольевна Ликсо и Ольга Александровна Чуваева. За все годы, что я знаком с Е.В.Самойловым, я не встречал более порядочного и доброго человека.

Он обладает очень высоким званием, которое ему дал народ – он остаётся любимцем зрителей по сегодняшний день.

Это неправда, что ему 90, это какая-то ошибка! Евгений Валерианович остаётся таким, каким я его запомнил ещё по фильмам «В шесть часов вечера после войны», «Щорс»… Он как улыбнётся, так сразу мне напоминает ту фотографию, которая у меня хранится с юности.

Самойлов никогда не влезал ни в какие интриги, ни государственные, ни театральные, ни бытовые. Он не запачкал своего имени какими-то выходками, но иногда мог и взбунтоваться.

Помню, как Евгений Валерианович однажды остановил спектакль в Театре Маяковского, где тогда работал, и обратился к зрителям с незапланированным монологом, потому что в зале плохо себя вели. Об этом знала вся театральная общественность, и Самойлов стал настоящим героем, потому что тогда такой поступок был в принципе невозможен. Он это сделал по велению сердца и, может быть, поэтому его никто и не тронул. Все прекрасно понимали, что творческие люди встанут на его защиту.

Я всегда испытываю огромное удовольствие при встречах с ним – Евгений Валерианович очень обаятельный человек, и это качество проявляется как на сцене, так и в кино. Когда я снимал свой первый фильм, о Миклухо-Маклае, то одним из первых пригласил сниматься Самойлова. Надо отдать ему должное – он согласился, очень трепетно и творчески подошёл к делу. Понимаете, это идеальный артист для режиссёра. Недаром он работал с такими великими мастерами – и с Мейерхольдом, и с Охлопковым, и с лучшими режиссёрами Малого театра. Он снимался у Довженко, Пырьева, Александрова – наших крупнейших кинорежиссёров. И я понимаю, почему. Самойлов был интеллигентен и в то же время не вычурен изысканностью манер. Его лицо многие годы представляло отечественный кинематограф, а, значит, тех людей, которые тогда населяли огромный Советский Союз. И я думаю, что его лицо и сейчас может представлять наше русское искусство. Мне приходят на память фильмы, в которых играл Евгений Валерианович, – например, «Герои Шипки», где он исполнял роль генерала Скобелева.

Мы смотрели на Самойлова и верили всему, что происходит на экране. Теперь я понимаю, почему это происходило. Потому что он наделял своих персонажей собственными личными качествами. И это прекрасно, что были герои, которым можно было верить и подражать. И сам Самойлов был и до сих пор является таким героем.

Его появление на сцене в спектакле «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, где у Евгения Валериановича маленькая роль камердинера, всегда вызывает гром аплодисментов. Аплодируют и молодые зрители, которые не помнят его по названным мною фильмам, но чувствуют притягательную внутреннюю силу Самойлова, необъяснимую мощь актёрского обаяния. Поэтому дай Бог ему сил. Мы всегда счастливы, когда он выходит сегодня на сцену Малого театра – и в большой роли Карпа в «Лесе», и в «Горе от ума», где у его князя Тугоуховского почти нет слов, но зрительный зал умирает от смеха, аплодируя мастерству этого выдающегося артиста.»

(Юрий Соломин. Материал размещен в газете, выпущенной к 90-летию народного артиста СССР Е.В.Самойлова)